Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

О специфике композиции повести В. Астафьева «Последний поклон. В.П. Астафьев «Последний поклон» анализ произведения Почему рассказ называется последний поклон

«Последний поклон» - этапное произведение в творчест­ве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографиче­ской повести - судьба рано оставшегося без матери мальчи­ка, которого воспитывает бабушка. 108

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины дет­ских шалостей и забав, простые домашние разговоры, буд­ничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является об­раз бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее боль­шие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолю­бие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим лю­дям столько тепла и заботы, что воспринимаются как празд­ник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повес­ти посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пы­тался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величест­венный Енисей является одним из центральных образов по­вести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детст­ва и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама глав­ного героя. И через много лет на страницах своей автобиогра­фической повести писатель мужественно поведал миру о по­следних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные на­ходки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой тума­ны»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили го­ловами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бес­шумно»),

В самозабвенном любовании красотами родной приро­ды герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заго­воры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не об­ходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был госте­приимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафь­ев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, храни- 110 мую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сель­ских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хому­ты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека про­ходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гу­манное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают ос­тавшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная про­делка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голод­ное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ре­бята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посуди­ны», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехит­рыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческо­го существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувст­вовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель под­черкивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произ­ведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с ба­бушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радо­сти и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (319)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (255)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

    • Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но...

    • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...» анализ произведения (250)

      Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они...

    • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения (605)

      «Песня о друге» - одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме - теме дружбы как наивысшей нравст­венной...

    • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения (222)

      «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает...

Одно из произведений, относящихся к русской классической литературе, стал рассказ В. П. Астафьева «Последний поклон». Краткое содержание этого художественного произведения совсем небольшое. Однако оно будет представлено в данной статье максимально развернуто.

Краткое содержание «Последнего поклона» Астафьева

Несмотря на то, что даже в оригинале произведение читается всего за несколько минут, о сюжете все-таки можно сказать в двух словах.

Главный герой краткого содержания «Последнего поклона» Астафьева - молодой парень, который несколько лет провел на войне. От его же лица и ведется повествование в тексте.

Для того, чтобы каждому было понятно, что и как, разобьем это произведение на несколько отдельных частей, которые будут описаны ниже.

Возвращение домой

Первым делом он решает навестить свою бабушку, у которой он проводил много времени, будучи ребенком. Он не хочет, чтобы та его заметила, поэтому обошел дом сзади, чтобы войти через другую дверь. Пока главный герой обходит дом, он видит, как сильно он нуждается в ремонте, как все вокруг запущено и требует внимания. Крыша бани совсем провалилась, огород полностью зарос сорняком, а сам дом покосился на бок. Бабушка не держала даже кошки, из-за этого все углы в маленьком доме погрызли мыши. Он удивлен, что за время его отсутствия все так развалилось.

Встреча с бабушкой

Войдя в дом, главный герой видит, что все в нем осталось прежним. Несколько лет весь мир был окутан войной, какие-то государства стерлись с лица Земли, какие-то появились, а в этом маленьком доме все было таким, каким и помнил молодой военный. Все та же скатерть, все те же занавески. Даже запах - и он был тем же, каким запомнил его главный герой еще ребенком.

Как только главный герой ступает за порог, он видит бабушку, которая так же, как и много лет назад, сидит у окна и сматывает пряжу. Старуха сразу узнает любимого внука. Увидев лицо бабушки, главный герой сразу замечает, что года оставили на ней свой отпечаток - она очень постарела за это время. Бабушка долго не отводит глаз от парня, у которого на груди блестит Красная Звезда. Она видит, каким взрослым он стал, как он возмужал на войне. Вскоре она говорит, что она очень устала, что чувствует приближение смерти. Она просит главного героя похоронить ее, когда она скончается.

Смерть любимой бабушки

Очень скоро бабушка умирает. В это время главный герой нашел рабочее место на заводе на Урале. Он просит, чтобы его отпустили всего на несколько дней, но ему отвечают, что с работы отпускают только в том случае, если необходимо похоронить родителей. Главному герою ничего не остается, кроме как продолжать работать.

Чувство вины главного героя

У соседей умершей бабушки он узнает, что старуха уже давно не могла носить воду домой - сильно болели ноги. Картошку она мыла в росе. Кроме этого, он узнает, что она ездила молиться за него в Киево-Печерскую лавру, чтобы он вернулся с войны живым, здоровым, чтобы семью свою создал и зажил счастливо, ни в чем не зная беды.

Множество таких мелочей рассказывают главному герою в деревне. Но все это не может удовлетворить молодого парня, ведь жизнь, пусть и состоит из мелочей, включает в себя нечто большее. Единственное, что хорошо понимает главный герой, - бабушка была очень одинока. Жила она одна, здоровье было хрупким, все тело болело, а помочь было некому. Вот и справлялась старуха кое-как сама, пока накануне своей смерти не увидела своего выросшего и повзрослевшего внука.

Осознание потери близкого

Главный герой хочет знать как можно больше о том времени, когда он был на войне. Как же справлялась старенькая бабушка здесь одна? Но рассказать некому, а то, что он слышал от односельчан, - ничего толком не могло рассказать обо всех трудностях, которые были у старухи.

Главный герой пытается донести до каждого читателя всю важность любви бабушек и дедушек, всю их любовь и привязанность к молодым, которых они растили с малых лет. Главный герой не способен выразить свою любовь к умершей словами, у него остались лишь горечь и чувство вины за то, что она его так долго ждала, а он не смог даже ее похоронить, как она того просила.

Главный герой ловит себя на мысли, что бабушка - она бы простила ему, что угодно. Вот только бабушки больше нет, а значит, и прощать некому.

Нравственные уроки повести В.П. Астафьева «Последний поклон»

Материал к уроку литературы в 11 классе

Мочалина С.Л. МОУ «СОШ №162» г. Омск

Справка

В.П. Астафьев (1924-2001) – прозаик. Родился в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьян. С семилетнего возраста Виктор воспитывался дедом и бабушкой по материнской линии: отец попал в тюрьму, а мать утонула в реке. Весной 1942 г. добровольцем ушёл на фронт и до конца Великой Отечественной оставался рядовым. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистов Украину, в 1944 г. в Польше получил тяжёлое ранение. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

После войны переехал в родной город жены Чусовой. Работал слесарем, подсобным рабочим, дежурным по вокзалу, кладовщиком. Одновременно посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий», где в 1951 году был напечатан его первый рассказ «Гражданский человек». В 1958 году был принят в Союз писателей СССР.

Автор многочисленных произведений: «Тают снега», «Кража», «Царь-рыба», «Затеси», «Прокляты и убиты», «Пастух и пастушка», «Печальный детектив», «Веселый солдат». В 1989 году удостоен звания Героя Социалистического труда. В 1991 году – лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ в 1995г.

Двадцать лет работал В.Астафьев над своей автобиографической книгой «Последний поклон» (1958-19778).Вся она состоит из отдельных, в разное время написанных рассказов, героем которых становится он сам, Витя Потылицын (Астафьев изменяет свою фамилию на бабушкину).Написанная от первого лица, повесть превращается в честный и беспристрастный рассказ о трудном, голодном, но таком прекрасном деревенском детстве, о нелёгком становлении юной неопытной души, о людях, которые помогали этому становлению, воспитывая в мальчике правдивость, трудолюбие, любовь к родной своей земле. Книга эта- действительно поклон в далёкие и памятные годы детства, юности, благодарность самым разным людям, с которыми свела Витю суровая жизнь: сильным и слабым, добрым и злым, весёлым и угрюмым, искренним и равнодушным, честным и жуликоватым…Целая вереница судеб и характеров пройдёт перед глазами читателя, и все они запоминающиеся, яркие, даже если это судьбы несложившиеся, изломанные.Поражаешься, как трепетно хранит память автора подробности милой его сердцу деревенской жизни, картины сибирской природы. Всё это вместе: время, люди, природа - и создают образ родины. Тема родины объединяет все рассказы повести Астафьева.

Конечно, при современной нелюбви молодых людей к чтению серьёзной литературы, при ужасающей ограниченности в учебных часах по этому жизненно необходимому предмету я могу посоветовать коллегам остановиться лишь на некоторых рассказах глубокой книги В.П.Астафьева, но проанализировать их подробно, чтобы даже из такого краткого, увы, урезанного знакомства с прозой классика ребята вынесли несложные, но важные для думающего человека нравственные уроки.

Начнём с самого известного рассказа «Конь с розовой гривой»

Почему Астафьев начинает свою книгу с детства? Автор считал, что всё в человека закладывается именно с него, оттуда вся суть его натуры, её первооснова. К детству главного героя, мальчика-сироты Вити Потылицына, которого воспитывают бабушка Катерина Петровна и дед Илья Ефграфович, неутомимые деревенские труженики, и обращает нас рассказ.

Витя не похож на остальных деревенских ребят. Как характеризуют его воспоминания о заветном прянике конём? Для всех он вкусный и всё. Для Вити - живой, настоящее чудо. Мальчик даже чувствует, как конь лягает его копытами в живот под рубашкой. Конечно, Витя живёт бедно и трудно, пряник – предел заветных детских желаний, но фантазии ребёнка говорят о его развитом художественном воображении.

Какой предстаёт в рассказе жизнь семьи Левонтьевых?

Разные люди жили в сибирских деревнях в 20-30-е годы. Много было самоотверженных честных трудяг, но много и лодырей-захребетников, ждущих, что кто-то за них заработает им на кусок хлеба. Астафьев ничего не приукрашивает. К таким людям относится и бывший морской «скиталец» Левонтий, оправдывающий свою бесхозяйственность любовью к свободе. Отнюдь не благостное впечатление производит дом Левонтия и его жены: на всём печать неухоженности, разора. Нищая жизнь порождает озлобленность, грубость, пьянство. Свары и пьяные дебоши стали здесь нормой. Вечно голодные левонтьевские ребята предоставлены сами себе, слоняются без дела, безобразничают. Не приучены к труду взрослые - растут бездельниками и дети.

Какой видится их жизнь Вите?

Витя-ребёнок и не замечает мерзостных сторон жизни взрослых. Для него дядя Левонтий - необычный человек, который может превратить скучные будни в чудесный праздник. Это бывало в дни получки, когда Левонтий покупал на все деньги конфеты и пряники и заваливал ими стол к радости голодных ребят. Обычный конец семейного «праздника» - крики, драка и погром дома, из которого разбегаются во все стороны дети и жена Левонтия. Ужас этой полудикой, бездумной жизни одним днём не может ещё осознать Витя, но её глубоко осуждает строгая бабушка, прозванная в деревне «генералом».

Бабушка Катерина Петровна отправляет Витю на увал за земляникой. Для Вити – это ответственное поручение: землянику можно продать в городе, купить чудесный пряник. Для левонтьевских – праздношатание.

Как ведёт себя левонтьевская «орда» по дороге на увал?

Дети ссорятся, орут, дерутся, бросают друг в друга посудой. Заскочили в чужой огород, надрали лук, пожевали, побросали – ни к чему не приученные, они ничей труд не уважают…

А как характеризует детей сбор ягод?

Левонтьевским не знакомы честность и трудолюбие, они хитры, легкомысленны, безответственны. Витя же приучен бабушкой к правдивости и ответственности, за что и становится объектом злых насмешек старшего сына Левонтия, Саньки. Почему же честный Витя соглашается вытряхнуть из туяска собранные им ягоды и съесть их?

Конечно, мы понимаем, что мальчик попадает под дурное влияние наглого Саньки и не находит в себе силы противостоять ему. Но так ли легко было набить туясок травой? Хоть Витя и хорохорится, но в душе его идёт борьба. Ему нелегко отказаться от того, чему учила бабушка. Саньке всё равно, а Витя боится встречи с уехавшей в город Катериной Петровной. Ему не спится: мучают укоры совести, мальчику жалко бабушку. Он и сам не ожидал, что так легко окажется в мире обмана, эгоизма, в котором спокойно пребывает его дружок.

Ложь Вити раскрыта. Почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник конём?

Это был небольшой урок, который мальчик запомнил.

Бабушка мудра и понимает, что Витя смалодушничал, но каждый имеет право на ошибку. Катерина Петровна верит, что внук исправится.

Рассказ «Пеструха»

Смогут ли ребята выразить впечатления от этой пронзительной главы «Последнего поклона»? Ведь им, городским детям, неведомы рождение телёнка у коровы, её дойка, рассветы над тихой деревенской рекой. Общее впечатление одно: будто мы там побывали, услышали звуки деревни, почувствовали запахи, насладились красками. Ребята должны понять, что в этом и есть сила настоящей литературы.

О чём рассказ? О корове Пеструхе, которая всю себя честно отдала людям. Разве можно так сказать о какой-то корове? Можно, если знать, что такое корова в большой крестьянской семье.

Это понимаешь уже из первых сцен рассказа Астафьева. Почему Катерина Петровна и Илья Ефграфович не спят всю ночь? Вот-вот должна отелиться Пеструха, и старики переживают за неё. Помрёт корова - обречена на голод и бескормицу вся семья. Из её молока «можно будет добыть масло, настоять сметану, сделать простоквашу, творог, мороженые кружки молока с лучинкой в накипелой сливками серёдке, продать в Красноярске городским людям за денежки, вырученные на рынке, купить материи на рубахи и на штаны, платки, полушалки, карандаши и тетрадки, пряник конём… »

Корова - основа благосостояния крестьянской семьи, от неё весь круговорот деревенского хозяйства начинается, ею и цементируется. Вот почему к ней в доме такое благоговейное, почти любовное отношение.

Какие ещё эпизоды это иллюстрируют? Вспомните, как называют корову? «Матушка», «кормилица», «родная», «золотко», «доченька», как бы уравнивая её с собой в родственных кровных связях. Когда Пеструха сильно заболела, съев с травой осиное гнездо, бабушка молилась за неё перед иконостасом, прекрасно понимая, что надеяться в лихое время можно на Бога и корову, а уж никак не на деревенских «партейцев».

После рождения тёлочки дед и бабушка ведут детей проведать корову и полюбоваться на её «дитю», гладят её, жалеют, успокаивают - человеческие отношения переносятся на животное. В описании тёлочки автор намеренно использует метафоры, экспрессивно окрашенные слова, чтобы передать чувства любви и жалости к животному: «рыженькая головка», «ножки со светлыми, будто игрушечными копытцами», на лбу цветочек распустился. Притихли, любуясь коровьей дочкой, даже неугомонные Левонтьевские. Так с малых лет в детях воспитывалось сострадательное отношение к живому, ненавязчиво расставлялись нравственные приоритеты. Их никогда не пускали в то место, где животное забивали на мясо, оберегали от вида крови и мучений.

А с какой теплотой описывает автор пору деревенского предвечерья! Оно тоже связано с коровой. Повсеместно наступала благостная тишина: это хозяйки доили вернувшихся из стада коров. Молоко звенело о подойники, а рядом стояли голодные ребятишки в ожидании своей кружки. Какой важностью переполнялась бабушка, доящая Пеструху! Под её умелыми руками это превращалось в какое-то священнодействие.

Но в спокойный, гармоничный уклад деревенского мира насильственным образом вторгаются трагические социальные потрясения 20-30-х годов. Незатейливое крестьянское житьё-бытьё залихорадило. Как это отражается в рассказе?

Овсянские мужики «в разброде»:то на собраниях сидят, то на мельнице пьянствуют. Некоторые из них не вернулись после вызова в город, а оказались в тюрьме. Молох сталинских репрессий затронул и далёкое сибирское село, и это только начало наглой, оголтелой расправы с крестьянством. Начинается коллективизация, силой обобществляется скотина. Из мяса бабушкиной любимой Пеструхи сварят щи и нажарят котлет для бесплатной школьной столовой…

Обобществлённых коров деревенские девки недодаивают, это чревато болезнями. Дома бы за такое родители «выдали им премию», а в колхозе корова не своя и молоко в ней чужое. Тогда зачем её и беречь?

Теперь понятна становится причина «бунта» деда Ильи. Проанализируем в классе этот эпизод. Всегда трудолюбивый и старательный дед стал задумываться и однажды действительно взбунтовался: напился с Левонтием и не пошел открывать ворота вернувшимся из стада коровам. Те возмущенно и жалобно мычали, а молодая Пеструха взбрыкнула и убежала в лес. Только случайность спасла ее от нападения медведя. Вернувшаяся от соседей бабушка Катерина с плачем бросается на поиски коровы.

Спросим у ребят: как можно объяснить такой поступок деда?

Ему жалко отдавать своих коров в колхоз, в чужие равнодушные руки. Это протест не против коров, а против тех, кто ломает вековые традиции крестьянского уклада жизни: отучает выращивать урожай, разводить скот, ухаживать за землей, быть на ней разумным хозяином. Показательно, что в этой сцене всегда покладистый и трудолюбивый дед уподобляется деревенскому лоботрясу Левонтию.

Что же, по мысли Астафьева, примиряет человека с такой нелегкой жизнью вразброд?

Это, конечно, природа, к которой так внимателен и чуток Витя. Она смягчает остроту социальных противоречий и не только в этом рассказе. Наедине с ней мальчик успокаивается, в душе его воцаряется гармония: «… никогда-никогда более я не был так близок к небесам, к богу, как тогда, в те минуты соприкосновения двух светлых половинок дня, и никакая тайна не вселяла в меня столь устойчивого успокоения». Это ещё один важный нравственный урок рассказа.

Рассказ «Бурундук на кресте»

В нём мы видим главного героя уже подростком. Нелегко складывается его жизнь, когда вернувшийся из тюрьмы отец решает забрать Витю от бабушки.

Исторические события вмешиваются в человеческие судьбы и отношения. В этом рассказе уже нет авторской иронии, с болью душевной пишет Астафьев о том, как погублена оказалась большая и трудолюбивая крестьянская семья.

Новая власть, перемены, от которых жить труженикам стало хуже, а лодырям – лучше, тяжкие испытания не обошли стороной и Витину семью. Пусть ребята расскажут о судьбе его деда по линии отца.

В любой частной истории нужно видеть масштаб.

Витин прадед Яков Максимович и дед Павел Яковлевич держали в Овсянках мельницу. Деревенская голыдьба распустила слух о том, что в брёвнах своего лиственничного дома они прятали золото. Деда с прадедом тут же раскулачили, сослали на север, в Игарку, где помешавшийся от горя прадед умер. Добротный дом раскатали по бревну, разорили, но золота так и не нашли.

Витин отец Пётр Павлович попросил сельсовет, чтобы ему отдали хотя бы кухню от дома. В этом отказали, решено было дом отстроить заново и отдать его под колхозное правление.

Мельницу отобрали тоже, и зерно молоть стало негде. Его запаривали в горшках, у детей болели животы.

Попросим оценить все эти «преобразования» новой советской деревни и объяснить отношение к ним автора.

Горечь, издёвка, обличение – вот его отношение к происходящему в родном селе. Всё это спрятано за такой, казалось бы, беспристрастной и сухой манерой повествования. Тогда, незрелым подростком, он мало что понимал. Учащиеся, конечно, скажут, что всё происшедшее трудно даже назвать бесхозяйственностью. На глазах у всех нарушаются все человеческие права, выбивается почва из-под ног рачительных хозяев, жизнь их ничего не стоит. К власти пришли горлопаны и лодыри, умеющие только орать речи на собраниях, бить себя кулаком в грудь и одним росчерком пера вершить чужие судьбы. Такой показана сноха бабушки, тётка Татьяна. Пока полуграмотная колхозная активистка митинговала на собраниях («Сольем наш ентузиазм с волнующимся акияном мирового пролетариата!»), её дети бегали по деревне голодными, бабушка жалела ребятишек и подкармливала их.

Так как все эти бездельники никогда своего хозяйства не держали, то и с колхозным управляться они не могли: не знали, как и чем кормить обобществленную скотину, какие земли использовать под пашни. Советы разумных людей никто не слушал, и скоро все в деревне «пошло на растапур». Пашни зарастали бурьяном, скотина голодала, а ретивые «партейцы», отправив в ссылки кулаков, бросились раскурочивать их сеялки и косилки. Классовая ненависть заглушала последние доводы здравого рассудка.

Что же случилось с мельницей? Её решили запустить, но вскоре она превратилась в злачное место для овсянкинских мужиков. Они приезжали сюда напиться, потом дрались, тягались на опоясках, давили крыс и до смерти загоняли не своих уже лошадей.

Кончилось тем, что перепившийся мельник, отец Вити, мельницу сломал. Это расценили как вредительство и дали ему пять лет лагерей на Беломорканале.

Почему люди так дико вели себя? При ответе на этот вопрос ребята свяжут его с политикой новой власти, безжалостно рвущей вековые связи крестьянина с землей, с хозяйством, отучающей человека созидать. Выбитые из привычной колеи, люди деградировали, теряли облик человеческий, не видели никакого смысла в своей жизни.

Конечно, писателю интересно изучать человеческие характеры, которые порождало это драматичное для России время. Какие человеческие типы воплощены в характерах Витиных родителей?

Рано угасшая мать Вити – это тип человека - праведника, труженика. Тихая, робкая, добрая, безответная, она работала в доме свекра, как поденщица, слыша в ответ лишь грязную брань. Но зла мать не помнила. Когда свекра сослали на север, она ходила вокруг пустого дома и молилась, чтобы Бог вернул её родных из далекой земли.

Когда мать поехала в тюрьму на свидание с мужем, лодка, в которой она сидела, перевернулась и несчастная утонула в реке, оставив Витю сиротой. Мельничное веселье безалаберного Витиного родителя косвенно погубило бедную женщину. Если бы люди думали над последствиями своих поступков…

Отец, Петр Павлович, полная противоположность матери. Плясун, красавчик, разбитной гуляка, он никогда не любил работать, поэтому всю жизнь искал «руководящие должности». С Беломорканала он вернулся, будто герой с войны. Гордый, веселый, праздничный, с набором тюремных изречений. Вскоре он вновь женился. Мачеха была молодая, дурная нравом, истеричная. Она невзлюбила Витю, наговаривала на него отцу. Прослышав об огромных заработках на севере, отец со своим семейством, забрав и Витю, двинул туда. Работу нашел по себе: заделался продавцом в овощной ларек. Казалось, в характере разухабистого Петра Павловича дан тип человека вольного, свободного, легкого на подъем. Согласятся ли с такой характеристикой ребята?

Нельзя быть свободным от всего. Легкомыслие и беспечность отца становятся синонимами равнодушия к человеческому существованию вообще. Особенно ярко это проявляется в отношении к сыну. На севере Витя жил с дедом Павлом, который учил его подледной рыбалке. Однажды суровый дед сжалился над порядком обносившимся внуком и отправил его в киоск к отцу в надежде на его помощь. Отец дал Вите… рубль на конфеты и услал от себя. Таким, как он, не интересна размеренная трудовая жизнь, его постоянно тянет на авантюры, но он не понимает, что от его неуемного желания найти себя в этой жизни погибла жена, страдает родной сын.

Как изменяется в этой главе Витина бабушка?

Из грозного «генерала» Катерина Петровна превратилась в несчастную согбенную старуху. Умирает дед, ненавистный зять отнимает последнее что дорого – внука. Бабушка на коленях умоляет Витиного отца не увозить мальчика, но её прогоняют прочь, не сказав доброго слова. Вите очень жалко бедную бабушку, но он ничего не в состоянии изменить. Вот так опять с кажущейся бесстрастностью показывает нам писатель удивительное человеческое бессердечие, чтобы мы, его читатели, извлекли из прочитанного верные уроки.

Перед отъездом тайком от отца Витя идёт на могилу мамы, где встречает бабушку. Катерина Петровна замечает на могильном кресте дочери бурундука. По каким- то своим приметам она решает, что это недобрый знак, будто интуитивно предчувствуя печальную участь любимого внука. Её опасения оправдались: очень непросто жилось Вите в его новой семье, где он никому не был нужен, немало тяжких испытаний пришлось ему вынести.

Книга В.П.Астафьева мудра, необыкновенно глубока и поучительна, её нравственные уроки очень пригодятся в жизни любому. Спросим учащихся, что же они из неё извлекли, чему она научила?

У каждого в жизни один путь: трудиться, наполнять себя знаниями, отвечать за свои поступки и любить своих ближних. Кажется, всё просто, но пройти этот путь достойно не так и легко, множество испытаний приходится преодолеть человеку, но выносить их нужно не теряя человеческого лица. Немало хлебнул на своём веку герой Астафьева, но не озлобился на людей, не стал эгоистом, наплевательски прожигающим жизнь. Он горячо любит деда, бабушку, воспитавших в нём нравственно здорового, цельного человека, но по - своему любит и непутёвого отца, и недоброго Павла Яковлевича, ведь благодаря этим далёким от нежности и сентиментов людям он, подросток, узнал жизнь, научился за себя бороться, приобрёл трудовой опыт. Нужно уметь быть благодарным, не следует ожесточать душу, в каждом, с кем свела жизнь, нужно отыскать хорошее.


«Последний поклон» - этапное произведение в творчест­ве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографиче­ской повести - судьба рано оставшегося без матери мальчи­ка, которого воспитывает бабушка. 108

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины дет­ских шалостей и забав, простые домашние разговоры, буд­ничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является об­раз бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее боль­шие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолю­бие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим лю­дям столько тепла и заботы, что воспринимаются как празд­ник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повес­ти посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пы­тался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величест­венный Енисей является одним из центральных образов по­вести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детст­ва и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама глав­ного героя. И через много лет на страницах своей автобиогра­фической повести писатель мужественно поведал миру о по­следних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные на­ходки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой тума­ны»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили го­ловами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бес­шумно»),

В самозабвенном любовании красотами родной приро­ды герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заго­воры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не об­ходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был госте­приимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафь­ев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, храни- 110 мую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сель­ских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хому­ты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека про­ходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гу­манное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают ос­тавшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная про­делка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голод­ное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ре­бята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посуди­ны», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехит­рыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческо­го существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувст­вовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель под­черкивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произ­ведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с ба­бушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радо­сти и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

Виктор Петрович Астафьев - известный русский писатель, прозаик, живший с 1924-го по 2001-й год. Главной в его творчестве была тема сохранения национального достоинства русских людей. Известные произведения Астафьева: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит война», «Пастушка и пастух», «Царь-рыба», «Зрячий посох», «Печальный детектив», «Веселый солдат» и «Последний поклон», о котором, собственно, дальше и пойдет речь. Во всем, что он описывал, чувствовалась любовь и тоска о прошлом, о родной деревне, о тех людях, о той природе, одним словом, о Родине. Произведения Астафьева рассказывали и о войне, которую видели своими глазами обычные деревенские люди.

Астафьев, «Последний поклон». Анализ

Теме деревни, как и теме войны, Астафьев посвятил немало своих произведений, и «Последний поклон» - одно из них. Оно написано в форме большой повести, сложенной из отдельных рассказов, носящей биографический характер, где Астафьев Виктор Петрович описал свое детство и жизнь. Эти воспоминания не выстроены в последовательную цепочку, они запечатлены в отдельных эпизодах. Однако эту книгу и сборником рассказов назвать сложно, так как все там объединено одной темой.

Виктор Астафьев «Последний поклон» посвящает Родине в его собственном понимании. Это его деревня и родной край с дикой природой, суровым климатом, мощным Енисеем, красивыми горами и густой тайгой. И описывает он все это очень самобытно и трогательно, собственно, об этом и книга. Астафьев «Последний поклон» создал как эпохальное произведение, в котором затрагиваются проблемы простых людей не одного поколения в очень сложные переломные периоды.

Сюжет

Главный герой Витя Потылицын - мальчик-сирота, которого воспитывает бабушка. Отец его много пил и гулял, в итоге бросил семью и уехал в город. А мать Вити утонула в Енисее. Жизнь мальчика, в принципе, не отличалась от жизни других деревенских детей. Он помогал старшим по хозяйству, ходил по грибы и ягоды, на рыбалку, ну и забавлялся, как все сверстники. Так можно начать краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева, надо сказать, воплотил в Катерине Петровне собирательный образ русских бабушек, в которых все исконно родное, наследное, навсегда данное. Автор ничего в ней не приукрашивает, он делает ее немного грозной, ворчливой, с постоянным желанием знать все первой и распоряжаться всем по своему усмотрению. Одним словом, «генерал в юбке». Всех она любит, за всеми ухаживает, всем хочет быть полезной.

Она постоянно волнуется и мучается то за детей, то за внуков, из-за этого попеременно вырываются гнев и слезы. Но если бабушка начинает рассказывать о жизни, то оказывается, и невзгод для нее никаких и не существовало вовсе. Дети были всегда в радость. Даже когда болели, она умело лечила их разными отварами и корешками. И никто из них не помер, ну разве это не счастье? Однажды на пашне она руку вывихнула и тут же вправила, а могла ведь косоручкой остаться, но не сделалась, и это тоже радость.

В этом и заключается общая черта русских бабушек. И живет в этом образе что-то благодатное для жизни, родное, колыбельное и животворящее.

Поворот в судьбе

Дальше становится уже не так весело, как вначале описывает деревенскую жизнь главного героя краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева продолжается тем, что у Витьки вдруг наступает недобрая полоса в жизни. Так как в деревне школы не было, его отправляют в город к отцу и мачехе. И тут Астафьев Виктор Петрович вспоминает о своих мучениях, изгнанничестве, голоде, сиротстве и бездомности.

Разве мог Витька Потылицын тогда что-то осознавать или винить кого-то в своих несчастьях? Он жил как умел, спасаясь от смерти, и даже в некоторые минуты умудрялся Автор здесь жалеет не только себя, а все тогдашнее молодое поколение, которое вынуждено было выживать в страданиях.

Витька потом уже понял, что выбрался из всего этого только благодаря спасительным молитвам своей бабушки, которая на расстоянии чувствовала всем сердцем его боль и одиночество. Она же и смягчила его душу, научив терпению, прощению и умению разглядеть в черной мгле хоть маленькую крупицу добра и быть благодарным за нее.

Школа выживания

В послереволюционное время сибирские деревни подвергались раскулачиванию. Кругом шло разорение. Тысячи семей оказывались бездомными, многих угоняли на каторгу. Переехав к отцу и мачехе, которые жили на случайные доходы и много выпивали, Витька сразу понимает, что никому не нужен. Вскоре он переживает конфликты в школе, предательство отца и забвение родственников. Таково краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева повествует дальше о том, что после деревни и бабушкиного дома, где, может быть, и не было достатка, но всегда царили уют и любовь, мальчик попадает в мир одиночества и бессердечия. Он становится грубым, а его поступки - жестокими, но все же бабушкино воспитание и любовь к книгам позже дадут свои плоды.

А пока его ждет детский дом, и это всего лишь в двух словах описывает краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева очень подробно иллюстрирует все тягости жизни бедного подростка, включая его учебу в школе фабрично-заводского курса, уход на войну и, наконец, возвращение.

Возвращение

После войны Виктор сразу поехал в деревню к бабушке. Он очень хотел встретиться с ней, ведь она стала для него единственным и самым родным человеком на всей земле. Он шел огородами, цепляя репьи, его сердце сильно сжималось в груди от волнения. Виктор пробрался к бане, на которой уже завалилась крыша, все уже давно было без хозяйского внимания, а потом увидел под кухонным окном небольшую поленницу из дров. Это говорило о том, что в доме кто-то живет.

Перед тем как войти в хату, он вдруг остановился. У Виктора пересохло в горле. Собравшись духом, парень тихонько, боязливо, буквально на цыпочках зашел в свою хату и увидел, как его бабушка так же, как и в былые времена, сидела на скамеечке возле окна и сматывала нитки в клубок.

Минуты забвения

Главный герой про себя подумал, что за это время буря целая пролетела над всем миром, миллионы человеческих судеб перепутались, была смертельная борьба с ненавистным фашизмом, образовались новые государства, а тут все как всегда, словно замерло время. Все та же занавеска ситцевая в крапинку, аккуратный деревянный настенный шкафчик, чугунки при печке и т. д. Только уже не пахло привычным коровьим пойлом, вареной картошкой и квашеной капустой.

Бабушка Екатерина Петровна, увидев долгожданного внука, очень обрадовалась и попросила его подойти поближе, чтобы обнять и перекрестить. Ее голос оставался таким же добрым и ласковым, словно внук не с войны вернулся, а с рыбалки или из лесу, где мог задержаться вместе с дедом.

Долгожданная встреча

Вернувшийся с войны солдат задумался, что, возможно, бабушка его может и не узнать, однако не тут-то было. Увидев его, старушка хотела резко встать, да ослабшие ноги не дали ей этого сделать, и она стала придерживаться своими руками за стол.

Совсем постарела бабушка. Однако она была очень рада видеть своего любимого внука. И радовалась тому, что, наконец-то, дождалась. Она долго разглядывала его и глазам своим не верила. А потом проговорилась, что молилась за него и день, и ночь, и ради того, чтобы встретить своего любимого внучка, она и жила. Только теперь, дождавшись его, бабушка могла спокойно умереть. Ей было уже 86 лет, поэтому она попросила внука, чтобы тот приехал на ее похороны.

Гнетущая тоска

Вот и все краткое содержание. «Последний поклон» Астафьева заканчивается тем, что Виктор уехал работать на Урал. Герой получил телеграмму о смерти бабушки, но его не отпустили с работы, сославшись на В то время отпускали лишь на похороны отца или матери. Управление и знать не хотело, что бабушка заменяла ему обоих родителей. Так и не поехал Виктор Петрович на похороны, о чем потом всю жизнь очень сильно жалел. Он думал, что если бы это случилось сейчас, то он бы просто сбежал или ползком пополз от Урала до Сибири, чтобы только закрыть ей глаза. Так все время и жила в нем эта вина, тихая, гнетущая, вечная. Однако он понимал, что бабушка его простила, так как очень сильно любила своего внука.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!