Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Мышление образами. Образное мышление. Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

Мышление играет ключевую роль в любом успехе. Оно определяет ваше поведение, мировоззрение и психическое здоровье. Писатель Уилсон Канади как-то сказал: «Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить себя. Чтобы изменить себя, нужно изменить свой образ мышления».

Мышление целиком и полностью определяет человека, его . От его образа зависит:

  • То, как вы относитесь к риску и справляетесь с ним.
  • Будете ли поддаваться страху или преодолевать его.
  • То, как вы реагируете на вызовы и неудачи.
  • Уровень .
  • Возможности, которые вы сможете или не сможете заметить в серой обыденности.

Но что, если в своей жизни руководствоваться несколькими образами мышления? Тогда мы будем иметь более широкий набор инструментов для решения возникающих задач. Давайте посмотрим, какие бывают образы мышления и как их развить.

Мышление творца

Те, кто обладает таким мышлением, понимают следующее:

  • Ничего не произойдет без сознательных действий и труда, чудес не бывает. Если они чего-то хотят, то идут и берут это.
  • Если у них возникла проблема, они должны ее решить или исправить. Никто не придет на помощь.
  • Всякий раз, когда они оказываются в негативной ситуации, они соглашаются, что сами создали ее, способствовали ее возникновению или, по крайней мере, позволили ей произойти.
  • У них всегда есть выбор.
  • Они несут ответственность за себя и свои действия.
  • Даже если они мало что могут сделать, чтобы повлиять на ситуацию, то, по крайней мере, могут выбрать свое отношение к ней.

Если вы хотите привить себе мышление творца, каждый день своей жизни задавайте следующие вопросы:

  • Чего я хочу?
  • Как я могу это получить?
  • Как я решу эту проблему?
  • Что я могу сделать в этой ситуации?
  • Как я могу заработать на этом?
  • Что я могу сделать правильного конкретно сейчас?

Вы разовьете способность представить желаемые результаты, а затем начнете предпринимать шаги для их достижения.

Мышление роста

В своей книге «Mindset: New Psychology of Success» Кэрол Двек, доктор философии, профессор Стэнфордского университета и социальный психолог, объясняет, что существуют два разных типа мышления:

  • Фиксированное мышление
  • Мышление роста

Первое приводит к чувству ограничения и приобретенной беспомощности, второе - к успеху. Люди с фиксированным мышлением считают, что интеллект и талант являются фиксированными чертами: они рождаются с определенным задатком, и все. Люди с растущим мышлением считают, что способности и таланты можно развивать с помощью обучения и практики.

Вы можете развить мышление роста, если примете следующие положения:

  • При достаточном усилии ваш мозг станет работать лучше и эффективнее.
  • Вы можете привить себе любое умение, если захотите и будете долгое время тренироваться.
  • Неудача не определяет вас, это временно.
  • Рассматривайте свои ошибки как обратную связь. В следующий раз вы справитесь лучше.
  • Ищите новые впечатления и опыт.
  • Это нормально, если вы ничего не понимаете в самом начале. Спросите себя: «Что я могу попробовать дальше?».
  • Вы можете изменить свое мышление, чтобы его образ помогал вам добиться успеха.

Если вы один из тех людей, у которых есть список навыков, которые они хотели бы изучить, например, или то у вас мышление роста. Нужно лишь начать двигаться в правильном направлении.

Мышление изобилия

Есть люди, которые считают, что ресурсов для достижения целей мало и сосредотачиваются на их нехватке. Мышление изобилия - полная противоположность такому типу мышления.

Исповедующие его люди считают, что ресурсов достаточно. Чтобы адаптировать этот образ мышления, делайте следующее:

  • Вместо того чтобы чувствовать себя несчастным от того, чего у вас нет, думайте о том, что у вас есть и будьте благодарны за все это.
  • Вместо того чтобы смотреть на закрытую дверь, ищите открытое окно.
  • Вместо того чтобы постоянно думать о темном будущем, сосредоточьтесь на возможностях, которые несет настоящее.
  • Будьте довольны тем, что у вас есть (что не означает отсутствие стремления к лучшему).

Этот образ мышления откроет новые возможности и позволит увидеть больше альтернатив. Все это сделает вас более изобретательным и творческим.

Мышление богатства

  • Создание богатства - это просто получение необходимых знаний о том, как создавать, строить и защищать богатство.
  • Вы должны стремиться стать финансово независимыми, а не полагаться на работодателя для вашего финансового благополучия.
  • Деньги - это хорошо, они помогают вам развиваться как личность в полной мере.
  • Укрепление богатства связано с тем, что ваши деньги много работают на вас.
  • Чтобы накопить богатство, вы должны постоянно учиться и расти.
  • Вы уникальны и ценны. Кроме того, то, что вы можете предложить миру, уникально и ценно, и вы заслуживаете того, чтобы за это хорошо платили.
  • Если вы хотите заработать больше денег, вам просто нужна лучшая идея, а также нужно привлечь внимание и дисциплину к процессу превращения этой идеи в реальность.
  • Деньгам все равно, какой вы расы, пола и возраста. Если вы делаете то, что нужно, деньги придут сами и начнут умножаться.

Чтобы создавать этот образ мышления, задайте себе . Это заставит вас серьезно подумать о деньгах. Затем примите вышеизложенные убеждения и приступайте к работе.

Мышление предпринимателя

В то время как есть люди с мышлением наемного работника, есть и те, кто обладает мышлением предпринимателя. Такие люди думают с точки зрения поиска возможностей и создания ценности.

Вот что такое предпринимательское мышление:

  • Речь идет о том, чтобы самому брать дело в руки, а не ждать, пока вам кто-то об этом скажет.
  • Речь о том, чтобы дать самому себе разрешение, а не ждать разрешение от других.
  • Речь идет о смелости, смелости и смелости.
  • Предприниматели видят возможности, а не проблемы.
  • Они постоянно думают с точки зрения создания ценности.
  • Они рассматривают ограничения ресурсов как позитивную вещь.
  • Они приступают к работе с тем, что у них есть.
  • Они постоянно ищут проблемы, которые смогут решить.
  • Они в состоянии терпеть дискомфорт.
  • Речь идет о том, чтобы вставать каждый раз, когда падаете, учиться на ошибках и терпеть отказы.
  • Речь идет о постоянном обучении и приобретении новых навыков.
  • Речь идет об ориентированности на действия. Мысль - это хорошо, но без действия это даром потраченное время.
  • Предприниматели создают стратегии и воплощают их.

Вы не можете стать предпринимателем без предпринимательского мышления.

Желаем вам удачи!

Введение


Исследование механизмов формирования образного мышления в онтогенезе имеет большое значение для возрастной и педагогической психологии, в которой еще не преодолено представление о том, что развитие мышления происходит как своеобразная смена его форм, как вытеснение низших форм при переходе к более совершенным (от наглядно-действенного к наглядно-образному и от него к отвлеченному, теоретическому мышлению). Такое представление, долгое время сохраняющееся в психологии, определило в известной мере отношение к разработке проблем образного мышления, поскольку последнее нередко отождествлялось только с чувственными формами отражения действительности, описывалось в терминах "эмпирическое", "конкретное", "созерцательное" и противопоставлялось теоретическому, отвлеченному, научному мышлению.

Например, в школе под влиянием усвоения знаний, кружковой работы по интересам идет интенсивное формирование образного мышления учащихся. Однако особенности его развития, показатели, условия формирования задаются исходя из содержания каждого учебного предмета (вида деятельности). Школа до сих пор не имеет научно обоснованных рекомендаций по построению общей логики развития образного мышления учащихся с I по XI класс, описания возрастных нормативов и индивидуальных особенностей его функционирования, что, естественно, затрудняет гармоническое развитие личности школьника.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не "ломать" его структуру, а максимально использовать ее в процессе обучения, сделав последнее гуманизированным.

Актуальность темы несомненна, поскольку наглядно-образное мышление является основой для понятийного (словесно-логического) мышления, и от его развития зависит дальнейшее когнитивное человека и развития личности в целом.

Объект: особенности когнитивной сферы младших школьников.

Предмет: образное мышление.

Таким образом, цель нашей курсовой работы: изучить развитие образного мышления у школьников.

анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме;

изучить понятия: виды мышления, образ и образное мышление;

подобрать методики для изучения развития образного мышления;

провести исследование по изучению развития образного мышления;

анализ полученных результатов.

Гипотеза - ученики первого класса имеют уровень развития образного мышления средний и выше среднего.


Глава 1. Мышление как психологический процесс


1 Основные виды и свойства мышления


Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.

Существует несколько классификаций видов мышления. Самая распространенная классификация характеризует мышление с точки зрения использования заместителей реальности, строительного материала для того или иного вида мышления. Поэтому в данной классификации представлены три вида мышления. Первое - предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет, второе - наглядно-образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира, и последнее - словесно-логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием).

Эти виды мышления в истории человечества (филогенезе) могут быть проанализированы как развивающиеся на основе друг друга формы познания. Для онтогенетического развития каждой личности такой подход применим лишь в общих чертах. Например, образное мышление у конкретного человека не вытесняется словесно-логическим видом мышления, а интенсивно развивается, что позднее позволяет успешно реализовать такие виды профессионально деятельности, как техническую, изобразительную, графическую, предметно-художественную и т.п.

Образное мышление (наглядно-образное). Наглядно-образное мышление было в истории развития вторым видом после предметно-действенного. Оно позволяло (и позволяет) познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Образное мышление "схватывает" наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.

Если не требуется словесного ответа, то выводы словесно и не формулируются. Вообще слово в образном мышлении является лишь средством выражения, интерпретации выполненных в образах преобразований. Процесс образного мышления, осуществляемый в форме образов, протекает быстро, достаточно свернуто. Решение наступает как бы внезапно, в виде озарения, своеобразной мысленной пространственной картины. Поэтому к отличительным признакам образного мышления, кроме симультанности (одновременности), нужно добавить импульсивность и синтетичность. Спецификой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом.

Образы гораздо теснее, чем слово, связаны с чувственным отношением человека к окружающему миру, к его переживаниям. В образе представлены не только перцептивные признаки и свойства объекта, но и эмоционально-личностное отношение к ним, чего часто нельзя обнаружить при оперировании понятиями.

Наглядно-образное мышление - мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно-действенного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных прецептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует наглядно-образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающих связей, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Основой функционирования наглядно-образного мышления выступает перевод перцептивного структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.

В понятиях, особенно научных, фиксируется общественно-родовой опыт человека. И в этом смысле, они обезличены. Это отличие между понятием и образом служит одним из факторов, определяющих большие трудности первичного усвоения понятий и предпочтительности использования примеров при изучении нового учебного материала. Одновременно образы, которые мы предлагаем другим людям, не всегда способствуют уяснению истины, а временами даже усложняют этот процесс.

Причин тому несколько. Во-первых, это бедность результативного образа. Действительно, существует множество ситуаций, когда образ в результативном выражении (рисунке, предметной конструкции, схематическом изображении, словесном описании и т.п.) оказывается намного беднее, чем был в момент его создания, оперирования им. Это явление связано с тем, что человек не владеет достаточно точными средствами для выражения содержания имеющегося у него образа. Поэтому должен быть запас созданных образов. Чем их больше и они богаче, тем больше возможностей у человека для их видоизменения, преобразования, то есть успешного оперирования ими.

Во-вторых, на понимание представленного образа оказывает существенное влияние близость личностных смыслов, которыми наполнены соответствующие образы у передающего и воспринимающего информацию.

В-третьих, люди различаются по способности создавать и оперировать образами. Для одних достаточно представлений, чтобы легко и свободно создавать образы и оперировать ими. Эта способность связана с развитием у взрослого человека произвольности всех психических процессов. Но бывают люди, которым, по их индивидуальным особенностям, требуется для легкости и свободы создания образа обязательно наличие еще и наглядной основы.

Наглядно-образное мышление является основой для понятийного (словесно-логического) мышления. В нее уже заложены основы логического анализа, но только начальные.


2 Теоретические основы исследования образного мышления


В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий.

В частности, образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутренними системами человека, оперирование мысленными, динамическими знаками, моделями, образами и создание новых (знаков, моделей, образов), адресованных самому себе и окружающим с целью взаимодействия и постепенного изменения внешнего мира, а также самоизменения человека.

Л.Б, Ительсон отмечает, что механизмы образного мышления имеют трехзвенный характер:

) определенный стимул-раздражитель (внешний, внутренний, символический);

) рединтеграция (активизация всей системы связанных с ним в прошлом возбуждений);

) вычленение, дезинтеграция. Вся цепь возникающих ассоциативных образов подчиняется определенному принципу.

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит интеллектуализация всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. Наиболее существенные изменения происходят, как считал Л.С. Выготский, в сфере мышления. Развитие мышления становится доминирующей функцией в развитии личности младших школьников, определяющей работу всех других функций сознания.

В результате "обслуживающие мышление" функции интеллектуализируются и становятся произвольными. Мышление младшего школьника характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Оно заметно отличается от мышления дошкольников. Для дошкольников характерна непроизвольность, малая управляемость, они чаще задумываются над тем, что им интересно.

А младшим школьникам, которым в результате обучения в школе необходимо регулярно выполнять задания, дано научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда нужно, а не тогда, когда нравится. При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность, критичность мышления. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются варианты решения, дети учатся обосновывать, доказывать, рассказывать свои суждения.

Встречаются такие дети, которым трудно, и мыслить практически, и оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это делать легко. Различия в мышлении детей требуют индивидуализации подбора заданий, упражнений, выполняемых в процессе познавательной деятельности, учета их специфики и направленности на развитие той или иной функции мышления.

В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как <образная>, так и <понятийная> логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.

Различны способы создания предметных образов по чертежам, схемам. Одни учащиеся опираются на наглядность, ищут в ней своеобразную сенсорную опору. Другие легко и свободно действуют в уме. Некоторые учащиеся быстро создают образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. Другие хорошо оперируют образами.

Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.

Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.

Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник. Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т. е. является продуктивной. Поэтому деление образов на репродуктивные и творческие (продуктивные) не корректно.

Пространственное мышление так же является разновидностью образного.


Глава 2. Психологические особенности младшего школьника


1 Когнитивная сфера младшего школьника


Когнитивная сфера - сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивные процессы - совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента воздействия стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс).

Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов.

Возраст 7-11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость - он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению Операции, характерные для младшего школьного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.


2 Развитие образного мышления у младших школьников


Развитие образного мышления означает переход человека на более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с тем уровнем, на котором он раньше находился.

Одной из наиболее известных теорий развития мышления человека является теория, разработанная Ж. Пиаже.

Развитее образного мышления может представлять собой процессы двоякого рода. Прежде всего, это естественные процессы возникновения и прогрессивного изменения образного мышления, протекающие в обычных, повседневных условиях жизни. Так же это может быть искусственный процесс, протекающий в условиях специальным образом организованного обучения. Это имеет место тогда, когда в силу тех или иных причин, образное мышление оказывается не сформировано на должном уровне.

Если ребенок отстает от своих сверстников по уровню развития образного мышления, необходимо специально развивать его.

Существуют различные типы развивающего обучения. Одна из систем обучения разработанная Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, дает значительный развивающий эффект. В начальной школе дети получают знания, в которых отражаются закономерные отношения объектов и явлений; умения самостоятельно добывать такие знания и использовать их при решении разнообразных конкретных задач; навыки, проявляющиеся в широком переносе освоенного действия в разные практические ситуации. В результате наглядно -образное мышление и,следовательно, словесно-логическое мышление в своих начальных формах складываются на год раньше, чем при обучении по традиционным программам.

Специальные исследования Г.И. Минской показали, что опыт, накопленный ребёнком при решении наглядно-действенных задач (сформированность механизмов ориентировки в условиях задачи и активизация речевых форм общения), может оказывать решающее влияние на переход к наглядно-образному и словесному мышлению. Иначе говоря, для развития мышления ребёнка важны организация внимания, сформированность речи и т.п.

Известный психолог Ж. Пиаже выделяет четыре стадии в развитии интеллекта ребёнка. На стадии сенсомоторного, или практического мышления (от рождения до 2-х лет) ребёнок познаёт окружающий мир в результате своих действий, движений, манипуляций с объектами (наглядно-действенное мышление). С появлением речи начинается стадия дооперационного мышления (продолжающаяся от 2 до 7 лет), в течение которой развивается речь, формируется способность умственно (внутренне) представлять себе внешние предметные действия (наглядно-образное и словесно-логическое мышление).

Наибольший интерес для нас представляет стадия дооперационного мышления, а именно наглядно-образное мышление.

Один из важных признаков развития наглядно-образного мышления состоит в том, насколько новый образ отличается от исходных данных, на основе которых он построен.

Степень различия между формируемым новым образом и исходными образами, отражающими условия задачи, характеризует глубину и радикальность мысленных преобразований этих исходных образов.

Развитие образного отражения действительности у младших школьников идёт в основном по двум основным линиям: а) совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщённое отражение предметов и явлений; б) формирования системы конкретных представлений о том или ином предмете. Отдельные представления, входящие в эту систему, имеют конкретный характер. Однако, будучи объединены в систему, эти представления позволяют ребёнку осуществлять обобщённое отражение окружающих предметов и явлений.

Основная линия развития наглядно-образного мышления заключается в формировании умения оперировать образами предметов или их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы. Такие умения возникают у детей в ходе усвоения двух тесно взаимосвязанных систем действий. Вначале формируется система анализирующих действий, в процессе которых ребёнка обучают последовательно выделять основные, а затем производные части предмета, то есть обучают идти от общего к частному.

Затем в продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в процессе которых ребёнка обучают воссоздавать вначале основные части предметов, а затем производные. Логика воспроизведения соответствует логике анализа предмета и развёртывается от общего к частному.

В ходе такого обучения у детей развивается способность произвольно актуализировать представление о воспринятом предмете и затем воплощать это представление в конструировании или рисунке.

Существенный момент развития наглядно-образного мышления - формирование у детей определённой техники оперирования образами. Основой такого оперирования является использование детьми особой группы средств мыслительной деятельности, с помощью которых осуществляются различного рода мысленные перемещения предметов в пространстве.

Проведенный нами анализ как отечественных, так и зарубежных исследований показывает, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Н.Н. Поддъяков показал, что развитие внутреннего плана у детей дошкольного и младшего школьного возраста проходит следующие этапы:

Й этап. Ребенок еще не может действовать в уме, но уже способен манипулировать вещами в наглядно-действенном плане, преобразовывать непосредственно воспринимаемую им предметную ситуацию с помощью практических действий. На этом этапе развитие мышления состоят в том, что вначале ситуация дается ребенку наглядно, во всех существенных признаках, а затем часть из них исключается, и акцент ставится на память ребенка. Первоначально развитие интеллекта идет через развитие припоминания ранее виденного ими слышанного, прочувствованного ими сделанного, через перенос однажды найденных решений задачи на новые условия и ситуации.

Й этап. Здесь в постановку задачи уже включается речь. Сама задача может быть решена ребенком еще только во внешнем плане, путем непосредственного манипулирования материальными объектами или методом проб и ошибок. Допускается некоторая модификация ранее найденного решения при его переносе на новые условия и ситуации. Обнаруженное решение в словесной форме может быть выражено ребенком, поэтому на данном этапе важно добиться от него понимания словесной инструкции, формулировки и объяснения на словах найденного решения.

Й этап. Задача решается уже в наглядно-образном плане путем манипулирования образами-представлениями объектов. От ребенка требуется осознание способов действий, направленных на решение задачи, их разделение на практические - преобразование предметной ситуации и теоретические - осознание способа произведенного требования.

Й этап. Это - заключительный этап, на котором задача вслед за найденным ее наглядно-действенное и образным решением воспроизводится и реализуется во внутренне представленному плану. Здесь развитие интеллекта сводится к формированию у ребенка умения самостоятельно вырабатывать решение задачи и сознательно ему следовать. Благодаря такому научению происходит переход от внешнего к внутреннему плану действий.

Итак, основное значение в познании младшими школьниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно дает ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества.

Чтобы узнать насколько развито наглядно - образное мышление у младших школьников, необходимо провести обследование, то есть продиагностировать, чтобы в случае необходимости, оказать своевременную помощь


Глава 3. Практическая часть


Констатирующий эксперимент - это эксперимент, устанавливающий наличие какого - либо непреложного факта или явления. Эксперимент является констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Процедура исследования проходила в несколько этапов:

подбор методов исследования;

планирование и проведение исследования;

анализ результатов исследования.

Организация, на базе которого проводилось исследование - Муниципальная общеобразовательная школа - интернат "общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №17 "Юные спасатели МЧС". В данном образовательном учреждении обучаются дети с первого по одиннадцатый класс, как мальчики, так и девочки.

Нами были выбраны следующие методики:

"Нелепицы", направленную на изучение наглядно-образного мышления и элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире;

"Серия сюжетных картинок", позволившую нам оценить непосредственно уровень развития наглядно-образного мышления;

Исследование проводилось в индивидуальной форме.

Для изучения сформированности элементарных образных представлений об окружающем мире нами была использована диагностика "Нелепицы" (см. Приложение № 1). Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагались картинки с изображением животных в нелепых ситуациях (кот сидит на дереве, гусь на цепи и др.). Ребенок работал по инструкции в течение 3 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. В момент выполнения ребенком задания мы фиксировали время выполнения, количество правильно отмеченных нелепиц и правильность их объяснения.

Полученные результаты мы оценивали по 10-бальной системе и соотносили с нормативами:


БаллыПоказателиУровень развития10 балловРебенок за отведенное время (3 мин) заметил все имеющиеся на картинке нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.Очень высокий8-9 балловРебенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 1-3 из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.Высокий6-7 балловРебенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.Средний4-5 балловРебенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.Средний2-3 баллаЗа отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.Низкий0-1 баллЗа отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.Очень низкий

Выводы об уровне развития:

баллов - очень высокий

9 баллов - высокий

7 баллов - средний

3 балла - низкий

1 балл - очень низкий

На следующем этапе изучения нами наглядно-образного мышления детям предлагалась методика "Серия сюжетных картинок" (см. Приложение №2).

Перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: "Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано". В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.

балл - не понимает задания, действует неадекватно инструкции очень низкий уровень).

балла - задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет (низкий уровень).

балла - принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может (средний уровень).

балла - принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом (высокий уровень).

Исследование было проведено в 1 классе, в нем обучается 25 человек. Нами был выбран именно 1 класс, поскольку он является первым в начальной школе и является переходным от нагдядно-образного мышления к словесно-логическому. В этом возрасте наиболее точно можно проследить успешность формирования наглядно-образного мышления.

В результате анализа полученных результатов по методике "Нелепицы" были получены следующие результаты:

очень высокий уровень - 8% (2чел);

высокий уровень - 32% (8чел);

средний уровень - 48% (12чел);

низкий уровень- 12% (3чел).

На основе этих данных была составлена диаграмма, в которой наглядно приведены результаты диагностики:

В результате анализа полученных результатов по методике "Серия сюжетных картинок" были получены следующие результаты:

высокий уровень - 72% (18чел);

средний уровень - 16% (4чел);

низкий уровень - 12% (3чел).

Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно сделать сравнительный анализ.

Из всех учащихся 1 класса мы можем выделить 22 человека, имеющих высокий и средний уровень развития образного мышления, что подтверждает нашу гипотезу.

Так же выявлено 3 человека, имеющих низкий уровень развития образного мышления. Следовательно, у этих детей словесно-логическое мышление будет развиваться гораздо хуже, чем у остальных учащихся этого класса. Этим учащимся необходимы специальные занятия, направленные на развитие образного мышления.


Заключение


Как отечественные так и зарубежные исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Анализируя взгляды представителей различных подходов и школ в отношении динамики мышления в младшем школьном возрасте, отметим существенные возрастные изменения этой важнейшей системной функции, обеспечивающей адаптацию ребенка к условиям жизнедеятельности в предметной и социальной среде. Главным изменением процесса мышления в младшем школьном возрасте является переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. А значит, наглядно-образное мышление младшего школьника должно быть хорошо развито.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению.

В этой работе, проанализировав различную литературу по возрастной психологии и педагогике, были рассмотрены: понятие мышления как психического процесса, наглядно-образное мышление и развитие образного мышления у младших школьников.

Проведенное теоретическое и практическое исследование дает основание делать вывод, что образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке.

В практической части работы представлены результаты проведенного исследования, которые в свою очередь подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что в первом классе образное мышление должно быть развито не ниже среднего уровня.

На основе полученных результатов мы разработали рекомендации для родителей по развитию у младших школьников наглядно-образного мышления.

Рекомендации направлены на развитие у детей способности мысленно перегруппировать элементы объекта; ориентироваться в простой план-схеме пространства; умения ориентироваться в схематическом изображении предмета и способности к конструированию; умению мысленно преобразовывать предмет, "читать" и создавать простые схематические изображения различных объектов; планировать свои действия в уме.

школьник наглядный образный мышление

Библиография


1.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2006.

2.Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2007.

Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. - М., 2003.

Ильясова И. И., Ляудис В. Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980гг. - М., 2008.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 2005

Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 2000.

Мухина B. C. Возрастная психология - М., 2003

Немов Р. С.Психология: Словарь справочник: в 2 ч. - М.,2005.

Немов Р. С. Психология. Том 2. - М., 2001.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 2006.

Павлова Ю. А. Психолого-педагогические условия формирования умений и навыков. М., 2008.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2001.

Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Минск, 2001.

Харламов И. Ф. "Педагогика", Минск, 2003.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 2004

Эльконин Д. Б. Избранные психол. труды. Иркутск. 2002

Якиманская И. С. Основные направления исследований образного мышления. - Минск, 2004.


Приложение


При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: "Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть".


Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Методика "Серия сюжетных картинок"

Цель: выявление уровня сформированности наглядно - образного мышления детей 5-7лет.

Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением последовательности событий.

Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: "Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано". В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определённую временную последовательность, умение ребёнка составить связный логический рассказ.

балл - не понимает задания, действует неадекватно инструкции.

балла - задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

балла - принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

балла - принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Развитое образное мышление - одно из необходимых требований творческих профессий, в том числе графических дизайнеров и копирайтеров. Знакомая многим фраза «нарисуйте здесь что-нибудь красивое» должна не ставить в тупик, а заставлять креативно работать. Совершенствование образного мышления задействует и аналитические способности, что помогает активизировать работу обоих полушарий головного мозга. Упражнения для развития образного мышления подойдут не только креативщикам, но и любому другому человеку, желающему иметь острый ум и широкий кругозор.

Образное мышление часто является хорошим помощником в повседневной жизни. Эта способность помогает:

  1. Легче решать проблемы. Это происходит не потому, что у творческих личностей понимание проблемы более глубокое, а так как они могут подойти к проблеме с другой стороны, не стандартно.
  2. Успокаивать нервы. Это своеобразный механизм психической защиты. Суть его в том, что в воображении рисуется комичный, преувеличенный и даже абсурдный образ человека либо ситуации. Примером может служить хорошо знакомый психологический прием представить разозлившего вас человека хомячком или другим животным.
  3. Визуализировать. Чем четче будет образ в воображении (до мельчайших деталей) , тем проще затем можно будет реализовать идею.

Упражнения по развитию образного мышления

Рассмотрим некоторые интересные упражнения для развития образного мышления. Выполнять их следует спокойно, не ограничивая себя во времени, без соревнования и критики со стороны. В результате оценивается не только количество ответов, но и их оригинальность.

Друдлы

Друдлы представляют собой незаконченную картинку, которую предлагается домыслить и дорисовать. Это вариант для дизайнеров. Копирайтеру же необходимо описать свои ассоциации словами. Лучшее решение - то, которое мало кому придет в голову, особенно если оно с юмором. А правильного ответа нет! Это один из интереснейших способов проверить, как далеко может зайти ваша креативность.

Мы провели такое упражнение среди сотрудников коллектива, и вот результат: заитнересованность, креатив и увлеченность.

Кляксы

Здесь для развития мысли предлагается какая-либо фигура: кляксы, пятна и другие абстракции, исходя из которых придумывается образ. Примером может быть знаменитый тест Роршаха (посмотрев на картинку-кляксу, ответить, что она вам напоминает), который часто используется психологами для определения личностных особенностей индивида.

Образное выражение

"Курение способствует образованию рака"


"Просто вата"


Наглядно-образное мышление - это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Такое мышление позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением.

Наглядно-образное мышление и воображение - разные процессы. Наглядно-образное имеет дело с реальным предметом, процессом. Воображение же - это воссоздание нужного образа из образной памяти.

Как у вас обстоят дела с образным мышлением? Посмотрите на ладонь вашей левой руки. Тщательно изучите ее. Обратите внимание на линии, трещинки и родинки, на узоры на коже. Полюбуйтесь, как игра света и тени образует неуловимые перемены в цвете. Примерно через минуту, когда вы будете иметь ясное представление о том, как выглядит ваша ладонь, закройте глаза и постарайтесь воспроизвести ее вид в уме, создайте четкий мысленный образ ладони.

Через некоторое время откройте глаза, посмотрите на ладонь и сравните ее с картиной, которую вы нарисовали в воображении. Отметьте, что присутствовало, а что отсутствовало в созданном вами образе.

Затем закройте глаза и вновь представьте вашу ладонь. Вообразите, как она выглядела бы, если бы вы смотрели на нее открытыми глазами. Еще через полминуты откройте глаза и посмотрите на ладонь. Повторите весь цикл не менее шести раз. С каждым разом старайтесь добавлять еще больше ясности созданному вами образу.

Если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно форму, текстуру, размер, цвет.

Чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, просто смотреть, но не описывать его словами.

Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением - лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. Предлагаем вам далее несколько упражнений для развития образного мышления.


1. Мысленный образ праздничного ужина

Минуту или две мысленно нарисуйте картину последнего праздничного ужина, на котором вы присутствовали: представьте людей, с которыми вы были, окружающую обстановку, убранство стола, вкус пищи, слова и звуки, которые до вас доносились. Итак, прежде чем продолжить чтение, прервитесь на некоторое время и попробуйте создать образ, стараясь не упустить из виду детали. Начинайте прямо сейчас.

Затем ответьте на следующие вопросы:

  • Созданный вами образ получился четким или расплывчатым?
  • Скажите, картина получилась более тусклой, чем реальная сцена, или нет?
  • Детали выбранной вами конкретной сцены видны отчетливо все как одна или же некоторые из них выделяются больше, чем другие?
  • Возникающая в вашем воображении картина цветная или просто сероватых оттенков?
  • Если картина цветная, точны ли цветовые оттенки?
  • Можете ли вы создать цельный зрительный образ всего помещения?
  • Можете ли вы сохранить в воображении устойчивый образ вашей тарелки? Если это реально, скажите, становится ли он четче по истечении времени?
  • Можете ли вы мысленно увидеть вашу тарелку, ваши руки, держащие нож и вилку, лицо сидящего напротив человека - и все это в одно и то же время?
  • Можете ли вы почувствовать вкус блюд, которые вы ели?
  • Можете ли вы обрисовать, как были одеты люди?


2. Реальный предмет

  • лицо человека;
  • друг детства;
  • бегущая собака;
  • ваша спальня;
  • закат;
  • летящий орел;
  • журчащий ручей;
  • капля росы;
  • перистые облака;
  • клавиатура компьютера;
  • дубрава;
  • снежная вершина;
  • зубная щетка;
  • ваша любимая пара обуви.

Если возникающие образы не так ярки, как вам бы хотелось, не пытайтесь насильно улучшить их. Вместо этого сосредоточьтесь на самой идее созерцания образа. Помните: все, что вы пытаетесь представить, имеет форму, качество, цвет и размер. Сфокусируйтесь сначала на форме, а затем погрузитесь в детали. Дайте время образу стать устойчивым и резким.


3. Не очень реальный предмет

Какая разница между образами предметов, которые вы видели, и образами предметов, которые вы никогда не видели? Нарисуйте в уме следующие картины:

  • единорог;
  • шоколадная река;
  • шестирукий бог;
  • говорящий жираф;
  • тридцатиногий муравей;
  • хор ангелов;
  • четырехмерная сфера;
  • хоббит;
  • пятилистный клевер.


4. Квадраты бокового зрения

Сохраняя взгляд неподвижным, постарайтесь обозреть периферию вашего поля зрения. Используйте боковое зрение,чтобы увидеть как можно больше. Затем закройте глаза и попробуйте воссоздать образ увиденного. Мысленно разбейте обозреваемое пространство на четыре части. Выберите квадрат и проанализируйте каждую деталь в этом квадрате, потом мысленно воссоздайте его. Повторите это с каждым квадратом.



5. Пять мысленных картин

  • Представьте себе пять голубых предметов (голубика, небо, обложка книги...).
  • Проделайте то же самое с другими красками: красной, желтой, зеленой, пурпурной...
  • Отчетливо представьте себе пять предметов, начинающихся с буквы «А» (артишок, амфора...).
  • Проделайте то же самое с каждой буквой алфавита.
  • Представьте пять предметов меньше вашего мизинца (колпачок ручки, горошина, нервная клетка...).
  • Представьте пять предметов больше автобуса (кит, поезд...).
  • Представьте себе пять предметов, находящихся под землей (корни, дождевые черви...).
  • Представьте пять вещей, доставляющих вам радость (катание на лыжах, плавание в море, мороженое, прогулка по лесу...).


6. Зрительный след

Если, посмотрев на некий объект, вы закроете глаза, то его образ автоматически сохранится в вашей памяти еще на какое-то время. Постарайтесь соединить зрительную память с вашим мысленным представлением. Например, посмотрите на ручку, закройте глаза и полюбуйтесь картиной, сохраненной в памяти. Когда образ потускнеет, откройте глаза, посмотрите на ручку, снова закройте глаза и снова посмотрите на ее образ в вашей памяти. Повторите это несколько раз в удобном для вас темпе, пока у вас хотя бы на секунду не вырисуется четкая картина. После этого постарайтесь уже сознательно воспроизвести мысленный образ ручки.


7. Периферическое мысленное зрение

Мысленно представьте ручку, расположенную прямо перед вами. Затем также мысленно начинайте медленно перемещать ее в пространстве - так, чтобы она вначале была слева от вас, затем за вами, затем справа от вас и, наконец, опять перед вами. Одновременно с передвижением ручки воображайте, что вы используете периферическое зрение, чтобы следить за ней.


8. Мысленные портреты

Вспомните всех людей, с которыми вы сегодня разговаривали. Как они выглядели? Какого цвета у них волосы и глаза? Какого они роста и возраста? Во что они были одеты? Можете ли вы представить их манеры и привычки? Нарисуйте портреты людей, которых вы видели вчера; в прошлые выходные; во время последнего отпуска; на последнем дне рождения.


9. Геометрические тела

Большая часть математических операций выполняется с воображаемыми объектами. Представьте каждое из перечисленных далее трехмерных тел:

  • сфера;
  • призма;
  • тетраэдр;
  • пирамида;
  • додекаэдр;
  • октаэдр;
  • икосаэдр.

Не старайтесь сразу же создать образ: вначале подробно изучите пространственное взаиморасположение плоских граней. Мысленно манипулируйте телами, рассматривая их со всех сторон, в том числе и изнутри. Постарайтесь получить ощущение объемности тела.



10. Чувства и ничего, кроме чувств

Вообразите положительную эмоцию. Представьте чувство изумления, не имея при этом в виду никакого конкретного объекта или воспоминания. Попытайтесь представить желание, ничего конкретно не желая. Насколько наглядно вы можете мысленно воспроизвести следующие переживания: надежду, радость, удовольствие, любовь, гнев, апатию?


11. Настройка телевизора

Выберите какой-нибудь определенный объект, например ватрушку с черникой, и постарайтесь мысленно создать ее четкий образ. Вообразите, что можете регулировать качество внутреннего изображения - так же, как, нажимая на кнопки, вы настраиваете телевизор.

Сначала сформируйте устойчивый образ ватрушки и увеличьте резкость. Можете ли вы различить крошки? Можете ли вы разглядеть оттенок ягод? Можете ли вы определить цвет теста? Затем поверните регулятор резкости так, чтобы изображение получилось расплывчатым и неясным. Затем снова поверните ручку в обратном направлении, чтобы изображение стало четким - насколько это возможно. Сколько деталей вы можете рассмотреть в крошках ватрушки? Является ли возникающий образ объемным? Далее вновь поверните регулятор резкости в противоположную сторону и сделайте изображение опять расплывчатым. Попеременно формируйте то четкую, то расплывчатую картину, пока эта смена не станет для вас технически элементарно выполнимой. Таким же образом постарайтесь отрегулировать и другие переключатели.


12. Образы идей

Вообразите себе идею Красоты. Скажите, вы видите определенный образ чего-то очень красивого или способны создать абстрактный образ Красоты, не представляя себе ничего конкретного, частного? Связываете ли вы с вашей идеей Красоты звуки, запахи, вкусовые ощущения? Насколько велика или мала эта идея? Приведем еще несколько абстрактных понятий, образ которых вам предлагается создать: измена, порядок, энергия, мир, гармония, общение, реальность, иллюзия.

Решительность, быстрота и гибкость мышления, развитая интуиция, умение преодолевать внутренние тормоза и страхи - вот далеко не полный перечень качеств, присущих человеку с развитым образным мышлением. Ведь при образном мышлении преобладает правополушарная активность, которой западному человеку ой как не хватает.

Развитие образного мышления - взвесим все за и против? Для начала:
Мышление – это отражение действительности, опосредствованное словом.
Виды мышления:
по форме (1. наглядно-действенное; 2. наглядно-образное; 3. абстрактно-логическое) ;
по характеру (1. практическое; 2. теоретическое) ;
по степени развернутости (1. дискурсивное; 2. интуитивное) ;
по степени новизны (1. репродуктивное; 2. продуктивное) .

Образное мышление – осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Как мы понимаем, эти образы извлекаются из памяти, или же могут воссоздаваться воображением. И в ходе наших мыслительных задач, эти образы могут преобразовываться так, что в результате работы над ними мы можем находить ответы на новые задачи.

Именно поэтому развитие образного мышления так актуально в наше время. Развитие образного мышления повышает творческие способности и тренирует креативность. Отличие творчества от креативности - суть творчества в том, что имея определенные шаблоны, человек из них может придумывать новое, а креативность это концептуально новые идеи, возможность генерировать их.

Но также стоит учитывать, что развитие образного мышления и восприятия, это совершенно разные направления. Часто люди объединяют эти понятия. Образное мышление имеет дело с существующими предметами, которые когда-либо видел человек, а воображение - это воссоздание образа из образной памяти, а также придумывание совершенно нового.

Развитие образного мышления – сложная, но выполнимая задача. С чего можно попробовать? Например, представьте себе ваш кабинет в мельчайших деталях. Образ получился ярким? А сможете себе теперь представить другие обои? Это задействуется теперь и воображение в совокупности с образным мышлением. Развитие образного мышления можно тренировать.

При постоянных тренировках, вы затем сможете использовать образное мышление и в жизненных задачах и целях. Например, применять визуализацию поставленной цели, формируя мысленный образ себя в процессе и достижении результата.

Образное мышление это весомый компонент, во всех видах человеческой деятельности. Развитие образного мышления способствует быстрой усвояемости новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления.

Также Вам могут быть интересны книги по направлению

Посталовский И.З. - Тренинг образного мышления - Развитие образное мышление - одна из тех фундаментальных особенностей человеческого интеллекта, к которой XXI век предъявит особые требования. Без высокоразвитого образного мышления невозможно будет решение многих проблем развития личности и общества. В предлагаемом пособии делается попытка создать систематический курс обучения и развития образному мышлению, основанному на целенаправленной и всесторонней тренировке наших рецепторов, пространственного представления и воображения. Курс прошёл многолетнюю практическую проверку и показал довольно высокие результаты.

Хикс Эстер и Джерри - Закон притяжения - Развитие образного мышления способствует быстрой усвояемости новой информации, запоминанию и развивает гибкость мышления. Авторы уверены, что, узнав о действии Закона притяжения, мы поймем, что окружающую нас реальность мы творим своими мыслями! Наше образное мышление может этому помогать. Прочитав эту книгу, можно научиться создавать жизнь по своему желанию! Решительность, быстрота и гибкость мышления, развитая интуиция, умение преодолевать внутренние тормоза и страхи - вот далеко не полный перечень качеств, присущих человеку с развитым образным мышлением. Можно избавиться от всего ненужного, добиться того, о чем мечтаешь, победить свои страхи и, наконец, понять, к чему действительно стремишься...

Психотехники по направлению


Лестница понятий.
Аннотация: Упражнение на развития понятийного мышления.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: арт-терапия
неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (148)

Взгляд в будущее.
Аннотация: Упражнение на образное мышление.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: гештальттерапия
Авторство или источник материалов: И.Вагин
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1559)

Через 15 лет.
Цели: Развитие образного мышления Самопознание Стратегия жизни
Аннотация: 35 шаг из тренига "Развитие уверенности".
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: гештальттерапия
Авторство или источник материалов: Нина Рубштейн
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (684)

Задача о драгоценных камнях.
Цели: Развитие интеллекта Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на развитие интеллекта и образного мышления.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1064)

Задача о ленточках.
Цели: Развитие интеллекта Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на развитие интеллекта и мышления.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1063)

Образы.
Цели: Визуализация Правополушарное мышление Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на образы (зрительные, слуховые, телесные, осязательные и телесные).
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: саморегуляция
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (62)

Стакан.
Аннотация: Упражнение на развитие интеллектуальных способностей, на развитие креативности.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для дошкольников
Проводится: в группе
Используемый подход: когнитивная психотерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (82)

Найди похожее.
Цели: Развитие образного мышления
Аннотация: 7 шаг из курса на "Коррекцию тревожности младшего школьника". Цель: Развитие моторики, абстрактного мышления. Тренинг на коррекцию тревожности младшего школьника.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения:
Проводится: в группе
Используемый подход: арт-терапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1289)

Применение умений.
Цели: Развитие креативности Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для младшего школьного возраста
Проводится: в группе
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (362)

Противоположности.
Цели: Развитие креативности Развитие образного мышления
Аннотация: Тренировка мышления «от противного» - способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск не очевидных вариантов решения.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для подростков и старше
Проводится: в группе
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (360)

Лингвистическая пирамидка.
Цели: Развитие интеллекта Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на понимание своих особенностей мышления, развития навыков обобщения, разобобщения и перехода по аналогиям.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для подростков и старше
Проводится: в паре
Используемый подход: терапия реальности
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (523)

Найти пропущенные слова.
Цели: Развитие интеллекта Развитие интереса Развитие образного мышления
Аннотация: Упражнение на развитие образного мышления.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для любого возраста
Проводится: индивидуально
Используемый подход: игротерапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (1059)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!