Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Внеклассное чтение хорь и калиныч. Урок по литературе на тему:"Образы крестьян в рассказе И.С. Тургенева "Хорь и Калиныч". план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему. Вопросы по рассказу «Хорь и Калиныч»

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 26.

Тема. «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.С.Тургенева.

Цель :

    выявить различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека – общественной и естественно-природной;

    развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы;

    формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слова «раболепство».

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Анализ содержания рассказа «Хорь и Калиныч».

2.1.Беседа по первичному восприятию.

Понравился ли вам рассказ? Почему он так назван?

Какой персонаж вам наиболее симпатичен? Почему?

2.2. Слово учителя.

В «Записках охотника» изображается Россия провинциальная. Сама тема вроде бы исключает критические выходы к России государственной, не представляя никакой опасности для «высших сфер». Возможно, это обстоятельство отчасти и усыпило цензуру. Но Тургенев широко раздвигает занавес провинциальной сцены, показывая, что творится там, за кулисами. Читатель ощущает мертвящее давление тех сфер жизни, которые нависли над русской провинцией, которые диктуют ей свои законы.

2.3. Выразительное чтение учащимся эпизода от начала до слов «...хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку».

2.4. Сообщение «историка» о Волховском и Жиздринском уездах (по материалам рассказа).

Волховский уезд в Орловской губернии (нечерноземье), Жиздренский – в Калужской (нечерноземье).

2.5. Слово учителя.

И.С. Тургенев дает точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк.

Барщина - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса.

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Разница в социально-экономических условиях по-своему сказывалась и в характерах крестьян черноземных, где существовала барщина, и нечерноземных губерний, где был распространен оброк.

«И на запаханной земле высек его же бабу». Границы помещичьих владений, не установленные строгими законодательными актами, были постоянным поводом для дворянских междоусобиц, от которых страдали в первую очередь лишавшиеся земли крепостные крестьяне. Богатые помещики, используя свое положение, беззастенчиво урезывали землю у мелких соседей.

Веками складывался противоестественный порядок вещей, вошел в плоть и кровь национального характера, наложил свою суровую печать даже на природу России. Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Впервые он возникает в «Хоре и Калиныче», где бегло сообщается об орловской деревне.

Какая деталь в эпизоде свидетельствует об этом?

Каким изображен помещик Полутыкин в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора - «отличный человек»?

2.6. Выразительное чтение учащимся от слов «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд...» до слов «...г-н Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек» и от слов «А это моя контора...» до слов «...я продал купцу Аллилуеву четыре десятины лесу за выгодную цену».

2.7. Сообщение «литературоведа».

«Хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну» - лаконичная характеристика убогих духовных запросов Полутыкина. А.Н. Нахимов (1783-1815) - поэт-сатирик. «Пинна» - повесть АА. Маркова (1810- 1876). В.Г. Белинский писал, что со смертью героя этой повести «на свете стало одним глупцом меньше - единственная отрадная мысль, которую читатель может вынести из этой галиматьи».

Неспроста о Полутыкине говорится мимоходом: так незначителен, так пуст этот человек по сравнению с полнокровными характерами крестьян. «Отличный человек» звучит иронично.

2.8. Сообщение «историка».

В финале рассказа звучит фраза: «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще». Устами крепостного мужика Тургенев дает отрицательную оценку культурно-хозяйственным возможностям русского дворянина. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к полезной, практической деятельности.

Тургенев показывает в книге социальный конфликт, драматически сталкивает друг с другом два национальных образа мира, две России - официальную, крепостническую, мертвящую жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянскую, живую и поэтическую, - с другой. И все герои тяготеют к одному из двух полюсов - «мертвому» или «живому».

2.9. Выразительное чтение от слов «Мы отправились к нему...» до слов «Смотри же, Вася... барина везешь», от слов «А вот отчего: он у меня мужик умный» до слов «Да, как бы не так!..».

Каким изображен Хорь в рассказе?

Хорь олицетворяет собой здоровое практическое начало: будучи оброчным крестьянином, Хорь живет независимо от своего помещика, Полутыкина, хозяйство его налажено, много детей. Автор особенно отмечает деятельный ум своего героя как неотъемлемую часть его натуры.

2.10. Выразительное чтение по ролям от слов «Склад его лица напоминал Сократа...» до слов «Крепок ты человек, да и себе на уме».

Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение Хоря с Сократом?

Сравнение - высокая характеристика умственных способностей крепостного крестьянина.

2.11. Сообщение учащегося о Сократе.

Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников - Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.

Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них.

Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

В поведении Хоря нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям.

2.12. Сообщение «историка».

«Попал Хорь в вольные люди... кто без бороды живет, тот Хорю набольший».

Речь идет о драматическом положении крестьянина, решившегося путем выкупа освободиться от крепостной зависимости. «Вольный» мул попадал в зависимость от «безбородой» чиновничьей братии, разорявшей его вымогательствами и поборами. Чиновники по указу Николая I не имели права носить бороду, за что и получили в народе прозвание безбородых.

2.13. Выразительное чтение от слов «Хорь молчал, хмурил густые брови…» до слов «Его познания были обширны, но читать он не умел».

Какой смысл в контексте рассказа приобретает фраза: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет - ему все равно»?

Это сопоставление, как и сравнение внешности Хоря с наружностью Сократа, придает особую значимость образу Хоря.

Так за сюжетом, взаимоотношениями героев возникают вопросы, чрезвычайно волнующие автора, - о человеке и обществе, о народном характере и истории, человеке и государстве, и проявляются они и в особенностях изображения персонажей, и в подробных описаниях обстановки, места действия, биографии действующих лиц.

Какое начало преобладает в образе Хоря - рациональное или идеальное? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист». В основе характера героя находится рациональное начало.

Важнейшее средство характеристики героя - параллель с другим персонажем, Калинычем. Они четко противопоставлены как рационалист и идеалист. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны.

2.14. Обращение к иллюстрации в учебнике «Хорь и Калиныч». Художник П.П. Соколов.

Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации П.П. Соколова? Какие черты характера Хоря проявляются в отношениях с Калинычем?

2.15. Выразительное чтение эпизода от слов «Калиныч пел довольно приятно...» до слов «жаловаться на свою судьбу».

Дружба с Калинычем выявляет в образе Хоря такие черты, как понимание музыки, природы.

Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева? Как отзывается о нем помещик Полутыкин?

2.16. Выразительное чтение от слов «На другой день мы тотчас после чаю…» до слов «...кротким и ясным, как вечернее небо».

Бытовая жизнь не обладающего деловой хваткой героя устроена плохо: у него нет семьи, все время ему приходится проводить со своим помещиком Полутыкиным, ходить с ним на охоту и т.д. Вместе с тем в поведении Калиныча нет раболепства, он любит и уважает Полутыкина, полностью доверяет ему и наблюдает за ним как за ребенком.

2.17. Лексическая работа: раболепство.

РАБОЛЕ́ПСТВО (книжн. презр.). Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношению к кому-чему-нибудь.

В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется?

2.18. Выразительное чтение от слов «...они непринужденно разговаривали со мной...» до слов «...и от него я многому научился».

Поэтическая сторона характера проявляется в мечтательности, восторженности, пренебрежении материальными благами, доброте, любви к людям, желании служить им, доверии к миру, нравственной чистоте, в трогательной дружбе с Хорем.

III. Подведение итогов урока.

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного.

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче»?

Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.

IV. Домашнее задание.

2.Индивидуальные задания:

Составить рассказ о Николае Ивановиче, Моргаче, Обалдуе, Диком Барине;

Подготовить комментарии «историка» к фразе «прозванной в околотке Стрыганихой…»;

Подготовить сообщение о песнях «Не одна во поле дороженька пролегала…», «Распашу я молода-молоденька…».

«А что, — спросил он меня в другой раз, — у тебя своя вотчина есть?»

— «Есть». — «Далеко отсюда?» — «Верст сто». — «Что же ты, батюшка, живешь в своей вотчине?» — «Живу». — «А больше, чай, ружьем пробавляешься?» — «Признаться, да». — «И хорошо, батюшка, делаешь; стреляй себе на здоровье тетеревов да старосту меняй почаще».

Хорь и Калиныч Вопросы и оглавление 2019.pdf

Мы поехали; заря только что разгоралась. «Славная погода завтра будет», — заметил я, глядя на светлое небо. «Нет, дождь пойдет, — возразил мне Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет». Мы въехали в кусты. Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и все глядел да глядел на зарю…

Как отрывок характеризует героя?

Особенно любил он песню «Доля ты моя, доля!». Федя не упускал случая подтрунить над отцом. «Чего, старик, разжалобился?» Но Хорь подпирал щеку рукой, закрывал глаза и продолжал жаловаться на свою долю… Зато, в другое время, не было человека деятельнее его: вечно над чем-нибудь копается — телегу чинит, забор подпирает, сбрую пересматривает. Особенной чистоты он, однако, не придерживался и на мои замечания отвечал мне…

Как отрывок характеризует героя?

Хоря занимали вопросы административные и государственные. Он перебирал всё по порядку: «Что, у них это там есть так же, как у нас, аль иначе?.. Ну, говори, батюшка, — как же?..» — «А! ах, Господи, твоя воля!» — восклицал Калиныч во время моего рассказа; Хорь молчал, хмурил густые брови и лишь изредка замечал, что, «дескать, это у нас не шло бы, а вот это хорошо — это порядок». Всех его расспросов я передать вам не могу, да и незачем; но из наших разговоров я вынес одно убежденье…

Как отрывок характеризует героя?

Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек… Но Калиныч был одарен преимуществами…

Вопросы по рассказу «Хорь и Калиныч»

1. 1. Чем орловский мужик отличается от калужского?
2. Как называется троп, используемый Тургеневым при описании Полутыкина и в последнем предложении рассказа?
3. Что вы можете сказать о характере Феди? Кого он называет хорьками и что называет черевом?
4. Чем закусил охотники в избе Хоря и чем угостил их Калиныч?
5. Что делал Калиныч, пока охотники спали?
6. Почему Тургенев пишет, что на другой день поехал на охоту один?
7. Кого напомнил автору склад лица Хоря?
8. Почему Федя не женится?
9. Чем удивил автора Калиныч, когда на утро явился к Хорю?
10. Какими преимуществами одарён Калиныч, которые признавал сам Хорь?
11. Что интересного поведал Хорь?
12. Какое убеждение о свойствах русского человека вынес автор из разговора с Хорем и Калинычем?
13. Как Хорь относится к бабам?
14. Как мужики относятся к своему барину?
15. Как характеризует Хоря любимая песня "Доля ты моя, доля" и слова "пчелы бы жить не стали" со вздохом?
16. Что означают слова Калиныча: "утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет?
17. Почему Калиныч "всё глядел да глядел на зарю? "



Урок в 7 классе

И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч»

1. Ознакомить учащихся с биографией писателя и основными вехами творчества.

2. Рассказать об интересных фактах из жизни писателя.

3. Дать общую характеристику произведения «Хорь и Калиныч»

Ход урока

Организационный момент.Проверка домашнего задания. Беседа по прочитанной дома статье об Иване Сергеевиче Тургеневе.- Посмотрите на портрет Ивана Сергеевича и попробуйте описать его характер, манеры, попробуйте представить каким он был в молодости и каким был его образ жизни.

А знали ли вы такие факты из жизни писателя?

Иван Тургенев с дыркой в голове

Тургенева по праву можно было бы назвать «самой большой головой русской литературы». Во всяком случае, как установили анатомы, его мозг - 2000 грамм - превышает по весу мозг других знаменитых людей. Быть может именно поэтому, как выразился Боткин, «на такую большую голову у творца просто не хватило материала»: кость на темени у писателя была столь тонка, что через нее, по словам Тургенева, можно было прощупать мозг. Из-за этой особенности при ударе по голове рукой Тургенев терял сознание или впадал в полуобморочное состояние. Когда впоследствии его обвиняли в мягкотелости, он говорил: «Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии... Чего тут ждать, когда на самом темени провал!»

Легкомысленная молодость Тургенева

В молодости Тургенев был весьма легкомысленной личностью, если не сказать больше. Мог, например, наприглашать к себе на обед кучу гостей, а потом «случайно» об этом забыть. На следующий день гости, разумеется, высказывали свое крайнее недовольство нерадивому хозяину. Тургенев начинал заламывать себе руки и отчаянно извиняться, ссылаясь на разные причины. Затем тотчас же приглашал к себе на обед, обещая при этом искупить вину неслыханным пиром. Гости смягчались, но когда в назначенный день и час они вновь съезжались к Тургеневу, хозяина... опять не оказывалось дома! Далее все повторялось: горячие извинения и новые приглашения на обед... За эти и другие «шалости» Белинский называл Тургенева не иначе как «мальчишкой».

Иван Сергеевич любил пофрантить. Ему нравилось щеголять в синем фраке с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы, в светлых клетчатых панталонах, в белом жилете и цветном галстуке. Александр Герцен после первой встречи с Тургеневым назвал его Хлестаковым.

В Германии, куда он приехал пополнить свое образование, Тургенев и вовсе сорвался с тормозов: участвуя едва ли не во всех студенческих пирах и сомнительных похождениях, он принялся транжирить родительские деньги налево и направо, при этом забывая писать матери письма. Мать отправляла блудному сыну деньги и продукты, а сын все проматывал и даже не благодарил. Наконец, денежные посылки прекратились. Это заставило его на время остепениться. Однажды Тургеневу пришла из России неоплаченная посылка необыкновенной тяжести. За ее пересылку он отдал последние гроши, распечатал... и ахнул: матушка набила посылку кирпичами!

Большие странности Тургенева

«Тургенев - это женская душа в грубом обличье циклопа», - так охарактеризовал Ивана Сергеевича французский писатель Доде. Писемский называл его «ласковым гигантом, с глазами умирающей газели». Несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.

У Тургенева был тонкий, почти женский голос. Это несоответствие между высоким тенорком и его богатырской грудью сразу бросалось в глаза. Будучи совершенно лишенным музыкального слуха, он, тем не менее, очень любил петь. И хотя у него не получалось взять ни одной верной ноты, слушатели приходили в восторг от этого комического зрелища. «Да что же мне делать? Ведь я и сам знаю, что у меня не голос, а просто свинья!» - сокрушался Тургенев.

Как у всякого выдающегося человека, у Ивана Сергеевича были свои странности. Взять, к примеру, его манеру смеяться. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и... ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.

Следует отметить также и его чрезвычайную чистоплотность и почти маниакальную любовь к порядку. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе, и даже вставал ночью, вспомнив, что ножницы лежали не на том месте, на котором должны быть. У него портилось настроение, если оконные шторы были неаккуратно задвинуты. Не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.

По утрам Тургенев долго занимался своим туалетом и особенно тщательно причесывался. «Смотри, - говорил он Полонскому, - я начинаю справа этим гребнем... пятьдесят раз, потом налево... пятьдесят раз; затем другим, более частым гребнем - сто раз. А потом - щеткой. Ты удивлен, не правда ли? Но, понимаешь ли, хорошо причесываться и быть безукоризненно приглаженным всегда было моей страстью с самого детства».

Вот такой он наш Иван Сергеевич Тургенев.

Но, не смотря на такой образ жизни и свои причуды, он является талантливейшим человеком. Он написал огромное множество стихотворений в прозе, повестей и рассказов, которые сейчас изучаются в школе. Чья вина Щи, Эгоист, Я встал ночью..., Я шел среди высоких гор..., Без гнезда, Близнецы. Повести и рассказы: , (Записки охотника, Бурмистр (Записки охотника), Ермолай и мельничиха (Записки охотника), Живые мощи (Записки охотника), Муму, Хорь и Калиныч (Записки охотника).

В данном списке мы видим рассказы, рядом с которыми стоит помета в скобочках «Записка охотника». Как вы думаете что это?

- «Записки охотника» - это цикл рассказов И. С. Тургенева, состоящий вначале из 22 очерков. Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в произведении описаниями природы, которые составляют лучшие страницы в истории русского литературного пейзажа. Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием. Чтобы обмануть подозрительную цензуру, Тургенев пользовался двусмысленным выражением, тонко употребленным намеком, подчас даже композиционной перестановкой событий. Замечательным образцом такой «обманной» манеры является новелла «Ермолай и мельничиха» , в которой история несчастной Арины намеренно «запрятана» в середину, казалось бы, обыкновенного очерка на охотничью тему. «Эзоповская манера» письма помогла «Запискам охотника» пройти сквозь цензуру. Тем большим было ее бешенство после выхода «Записок» в свет.Автор «Записок охотника» - нашел новый типологический принцип, создал характеры, которые в дальнейшем образовали как бы внутренний психологический стержень героев его прославленных идеологических романов. Это типы рационалиста, мыслителя-скептика близкого к природеХудожественное новаторство Тургенева с наибольшей силой проявилось в образах крестьян. Никогда ранее они в таком изобилии не выводились на страницах реалистических произведений. Тургенев приближает своих «мужиков» к читателям, он делает их главными героями всего цикла. Крестьян и дворовых в «Записках охотника» истязают за ненагретое вино, их ссылают в дальние деревни, выселяют с плодородных земель, обрекают на все ужасы двадцатипятилетней николаевской солдатчины. Но, хотя Тургенев много говорит о разнообразных формах притеснения крестьян, не это является главным предметом его внимания как художника. В отличие от Гоголя, запечатлевшего в «Мертвых душах» тлетворное влияние крепостного права на крестьян (тупость Петрушки, рабская покорность Селифана) , Тургенев со всей силой утверждает в «Записках охотника» тему духовного величия русского крестьянства. Он показал крестьян одаренными, порой глубоко талантливыми русскими людьми. Он с сочувствием оттенил ум, любознательность, трудолюбие, практическую сметку Хоря и наряду с этим - романтическую чистоту и мечтательность Калиныча, художественную артистичность Якова, неутомимое правдолюбие Касьяна. С особой симпатией изображал Тургенев крестьянских девушек - самоотверженную любовь Матрены, доверчивость и поэтичность Акулины, силу духа заживо погребенной Лукерьи.В рассказе «Бежин луг» Тургенев одним из первых русских писателей реалистически нарисовал крестьянских детей.Всей совокупностью своих крестьянских образов Тургенев утверждал, что в его стране существуют не только «мертвые души» помещичье-крепостнической России, но и «живые души» простого русского народа.В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, жизнь помещиков и духовный мир образованного сословия. Главный пафос этого цикла - изображение задавленных крепостничеством народных сил, безграничной талантливости, нравственной и духовной красоты народа. Белинский писал, что автор здесь «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил» , то есть со стороны нравственно-этической.В этом прежде всего и заключался могучий протест Тургенева против крепостного права.Для Тургенева природа - главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Русский лес, в котором «лепечут статные осины» , «могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы» , да необозримая степь - это главные стихии, определяющие в «Записках охотника» национальные черты русского человека.

Послушайте историю создания данного произведения.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовн...

Тема. И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Хорь и Калиныч».
Цели: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа; определить отношение писателя к простому русскому мужику, дать сравнительную характеристику главных героев; определить место «Записок охотника» в творчестве И.С.Тургенева и русской литературе; вырабатывать навыки аналитического чтения.
Оборудование: интерактивная доска; презентация; тексты, запись на доске.
Ход урока
Организационная часть
Вхождение в тему.
Слово учителя
(1 слайд)
С творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургенева мы встречаемся уже не первый год. Давайте вспомним, с какими из его произведений мы уже знакомы? (на слайдах- иллюстрации к рассказам «Муму» и «Бежин луг» - дети называют эти произведения).
(слайд 2,3)
Индивидуальным заданием к сегодняшнему уроку была подготовка презентации по жизни и творчеству И.С.Тургенева. Давайте дадим слово вашему товарищу.
(Ученик по презентации рассказывает о биографии И.С.Тургенева)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2 индивидуальной работы.
Выступление ученика по подготовленной презентации «Биография И.С.Тургенева»
Основная часть
Слово учителя
Действительно, несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически относился к крепостному праву. Достаточно вспомнить рассказ «Муму», где на примере дворника Герасима показано всё бесправие крепостного права. Сегодня же мы познакомимся с ещё одним произведением, которое входит в цикл рассказов «Записки охотника» и называется «Хорь и Калиныч».
(слайд №4)
История цикла «Записки охотника». Раннее творчество И.С Тургенева - это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов 19 века Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника».
Великий русский критик В.Г.Белинский объяснил повышенное читательское внимание к произведению, сказав: «неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ.
Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? (Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй, по цензурным соображениям)
(слайд №5)
Итак, первым появился очерк «Хорь и Калиныч» (1747г), который произвёл огромное впечатление на читателей.
Напомните, что означает термин «очерк»? (Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо).
В центре очерка «Хорь и Калиныч» два крестьянских характера. Тургенев создавал образ Хоря под впечатлением встречи с реальным крестьянином, «с натуры» и даже послал ему свой очерк, чем тот был очень польщен. Прототипом Полутыкина послужил помещик Н.А. Голофеев, который узнал себя и очень обиделся на писателя.
Почему он обиделся?
(слайд № 6)
Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера.
(учитель зачитывает отрывок от слов «Кому случалось до слов и пугает собаку)
Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера.
Хорь и Калиныч - две стороны единого национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к жизни - и мечтательность, деловитость, предприимчивость и пренебрежение к материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь - к людям, к обществу. Весь рассказ построен на антитезе - изображении двух противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров.
Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча. Работа с текстом.
(слайд №7)
А теперь обратимся к главным героям рассказа.
Дайте развернутую сравнительную характеристику Хоря и Калиныча. Подтвердите свое мнение текстом.
А) Хорь
Выступление ученика: Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.
Вот как Тургенев даёт нам описание Хоря: На пороге избы встретил меня старик лысый, низкого роста, плечистый и плотный сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.
Б) Калиныч
Выступление ученика: Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа.
Вот как описывает Тургенев Калиныча: Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.
В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч. Ведь оба они были крепостными. Хорь - платил хозяину оброк, а Калиныч отрабатывал барщину. Давайте вспомним, чем отличаются эти формы повинностей.
Обро
·к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами. Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.
Чем выгодна был оброк для Хоря? Но как говорится, до боженьки высоко, до царя–батюшки далеко.
(Слайды№ 8,9)
Отношения главных героев. Дружба крестьян.
А) слово учителя.
Нам понятно, что произведение построено на противопоставлении. Перед нами два разных крестьянина, по характеру, внешности, отношению к своему хозяину. На чём же строилось их взаимное уважение? Где мы можем увидеть взаимоотношения Хоря и Калиныча.
Б) Зачитывание отрывка
(от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга до слов Он много видел, много знал.)
Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое. Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.
«Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»
«Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»
«Жаль мне было расставаться со стариком»
«Меня занимали новые мои знакомцы»
«Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»
Игра «Кто это?»
Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить н, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.
(Слайды № 10,11)

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Творческая письменная работа
(слайд №12)
После такой активной работы с текстом, нам необходимо подвести итог. Он и выльется у нас в небольшую письменную работу «Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?»
IV. Заключительная часть урока.
Итог урока
В чём новаторство И.С.Тургенева? Как И.С.Тургенев показывает простой народ? Какое место в литературе 19 века занимают эти рассказы?
Домашнее задание
(Слайд №13)
Закончить сочинение- миниатюру.
Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Бирюк».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.С.Тургенев. «МУМУ»

И.С.Тургенев «Бежин луг»

«…неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». В.Г.Белинский

Василий Григорьевич Перов. «Охотники на привале»

Работа с текстом

Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. Хорь слушал, слушал его, загибал голову набок и начинал подтягивать жалобным голоском.

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами.

Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.

… высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (Его) занимали вопросы административные и государственные …заливался смехом, причем его маленькие глазки исчезали совершенно. …старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный …расплодил большое семейство, покорное и единодушное КТО ЭТО? ХОРЬ

КТО ЭТО? КАЛИНЫЧ Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами (Его) более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов …не любил рассуждать и всему верил слепо… …пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. …была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе.

Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок - путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!