Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Наука о создании условий благоприятных для сохранения. Гигиенические нормы урока физической культуры. Гигиеническое значение движение воздуха. Влияние его на терморегуляцию человека

Гигиена здоровья человека

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов, как это распространено в общественном сознании. Частное значение здоровья, с точки зрения психофизиологии, может отражать уровень физической и умственной работоспособно при осуществлении различных видов труда.

Личная гигиена.

Защита от болезней и ранений требует от человека овладения многими простыми приемами, которые называются личной (персональной) гигиеной. Выработка иммунитета защитит вас от ряда очень серьезных заболеваний, которым вы можете подвергнуться, - оспа, брюшной тиф, дифтерия, холера, чума, желтая (тропическая) лихорадка. Это не избавит вас от наиболее распространенных заболеваний, таких как дизентерия, простуда, малярия. Руководствуясь следующими советами, вы как можно дольше останетесь на ногах:

1) Чистота тела - это первая защита от болезнетворных микробов. Идеальным было бы принятие ежедневного душа с горячей водой и мылом. Если это невозможно, содержите руки чистыми, чистите ваши ногти, губкой обтирайте лицо, подмышки, промежность и ноги, по крайней мере один раз в день. 2) Содержите по возможности чистыми и сухими одежду, особенно нижнее белье и

носки. Если стирка невозможна, вытряхивайте одежду, сушите и проветривайте ее регулярно.

3) Если это возможно, пользуйтесь каждый день зубной пастой. Мыло, пищевая соль или сода могут с успехом заменить зубную пасту, а маленькая зеленая веточка, хорошо разжеванная с одной стороны, послужит вам в качестве зубной щетки. Другой метод - чистка зубов чистым пальцем. Этот метод массирует также десны. После еды полощите рот питьевой водой, если она есть в вашем расположении.

Гигиена питания.

Остерегайтесь желудочно-кишечных заболеваний и расстройств. Не грызите ногти, не принимайте пищу грязными руками (как минимум, тщательно обтирайте руки перед едой чистой сухой травой или листьями). Не пейте грязную воду (ее надо прокипятить или обработать специальными таблетками, а затем профильтровать). Предохраняйте пищу и воду от мух и прочих насекомых, своевременно удаляйте пищевые отбросы и отходы. Избегайте употреблять в пищу необработанные и недоброкачественные продукты (недостаточно проваренные, прожаренные,немытые горячей водой, подгнившие, покрытые плесенью, забродившие, протухшие и т.д.). Пищевое отравление, дизентерия в полевых условиях означают срыв боевого задания и, вполне вероятно, гибель человека.

Обезопасьте себя от кишечных заболеваний:

1) Наиболее распространенными и опасными заболеваниями являются понос, пищевое отравление и другие кишечные расстройства. Их причиной могут стать зараженные пища, вода или другие напитки. Чтобы защитить себя от этих болезней, необходимо:

Сохранять тело, особенно руки, в чистоте. Не грызть ногти. Не есть

Перед употреблением воды развести в ней обеззараживающую

таблетку или прокипятить 1 минуту;

Мыть и снимать кожуру со всех фруктов;

Перед приготовлением не хранить долго продукты;

Стерилизовать кухонные предметы, желательно в кипяченой воде;

Предохранять пищу и воду от мух и других насекомых. Содержите ваш

дом в чистоте;

Следите строго за своевременным удалением отбросов и отходов.

2) Если у вас понос или рвота, не употребляйте тяжелую пищу, пока не появятся симптомы улучшения вашего состояния. Употребляйте питье, в частности питьевую воду, маленькими порциями и часто, через равные промежутки времени. Даже если вам стало лучше, попытайтесь избежать употребления тяжелой пищи. Не солите пищу слишком обильно.

Гигиена здоровья.

Оберегайте себя от сердечной недостаточности

В местностях с жарким климатом загорайте осторожно, частично выставляя свое тело солнцу. Сильное напряжение под горячим солнцем может стать причиной сердечного удара. Сердечную слабость можно предупредить дополнительным употреблением питьевой воды и соли, чтобы возместить то, что уходит при потении.

Защищайте себя от простудных заболеваний

1) В зонах с очень холодным климатом сохраняйте тело в тепле всеми возможным средствами. Особенно заботьтесь о ногах, руках и оголенных частях тела. Следите, чтобы носки были сухими, для утепления используйте тряпки, бумагу, мох, траву, листья, из которых всегда можно сделать хорошее укрытие.

2) Обморожение - постоянная опасность для любого, кто подвергается воздействию температуры ниже точки замерзания воды. Для обработки обмороженных мест найдите быстрее теплое место (с нормальной комнатной температурой) и немедленно погрузите их в горячую воду или подвергайте эти места обработке горячим воздухом. Не массажируйте и не прикладывайте лед к обмороженным участкам тела.

Заботьтесь о своих ногах

1) Грязные или потные носки могут навредить вашим ногам. Если у вас нет чистых пар, стирайте чаще те, что надеваете. Если же имеется чистая пара, кладите выстиранную поверх одежды за спиной. Они высохнут быстрее. По возможности надевайте шерстяные носки, они лучше впитывают пот. Носки могут быть заморожены, затем их следует отбить, чтобы очистить от грязи.

2) Волдыри представляют опасность, поскольку с них может начаться инфекция, которая может помешать вашему передвижению, или вообще, при дальнейшем ухудшении вашего положения, стать причиной смерти. Если обувь подходит вам хорошо, после каждого перехода очищайте ее от земли, чаще меняйте носки, используйте пудру для ног, массажируйте или спокойно растирайте свои ноги и у вас будет меньше забот относительно волдырей. Если же появился волдырь - не вскрывайте его, а наложите на него мягкую прокладку, чтобы меньше натирать это место.

Гигиена одежды и обуви.

За обувью всегда нужно тщательно следить, особенно при действиях в сырых климатических условиях и зимой. Обувь нужно чаще сушить, соблюдая осторожность, так как при быстрой сушке (на огне костра, у горячей печки) она может испортиться, равно как и при оставлении мокрой обуви на морозе. Хорошим способом сушки является заполнение обуви нагретой (так, чтобы не обжигало) галькой, песком, мелкими камешками. Обувь можно набить бумагой, сухим сеном или мхом - это способствует сушке и препятствует деформации. Допустимо в крайнем случае надевание сырых сапог (ботинок) на сухие носки и портянки, но не наоборот.

Регулярно смазывайте обувь тонким слоем сапожного крема. Сапожный крем можно заменить несоленым салом, дегтем, жиром водоплавающих птиц (рыбы), сырым мылом, растительным маслом. Для получения дегтя нужно нагревать бересту в банке на огне до тех пор, пока не отгонится темная жидкость.

При переноске грузов правильно заполняйте рюкзак (ранец): мелкие предметы нужно укладывать к спине, твердые и тяжелые - в нижней половине ранца. Лямки ранца подгоняйте по росту так, чтобы его нижний край (прикрепленный груз) прилегал к крестцу. Подогнанный таким образом ранец не бьет по спине и не слишком оттягивает плечи. При тяжелом грузе (более 20 кг) необходимо позаботиться о мягких прокладках под наплечные ремни (из поролона, войлока, мха и т.д.).

Зимой нужно особенно тщательно следить за исправностью одежды, содержать ее сухой и оберегать от прожигания. Наиболее частой причиной увлажнения одежды является сильное потоотделение. При его появлении снимите лишнюю одежду (обязательно сохранив верхний ветрозащитный слой), уменьшите физическую нагрузку, если есть возможность. Обмундирование при длительных действиях, особенно в холодных климатических условиях, следует просушивать, вывешивая в верхней части убежища, предварительно вытряхнув. При невозможности выстирать необходимо белье и одежду вытрясти, а затем повесить на 1,5-2 часа на открытом воздухе. Чтобы в метель (пургу) к обмундированию не прилипал снег и оно не намокало, рекомендуется поверх одевать халаты, накидки, изготовленные из парашютной ткани. Этим же обеспечивается маскировка.

Помните, что:

    плотно прилегающая одежда уменьшает зону неподвижного воздуха вокруг тела и препятствует свободному кровообращению;

    потение опасно, поскольку оно понижает изоляционную способность одежды, насыщая воздух влагой. Когда влага испаряется, тело охлаждается. Предупреждайте перегревание, снимая часть одежды и расстегивая ее у шеи, запястий и на груди;

    руки и ноги охлаждаются быстрее, чем другие части тела, и на них

следует обращать большее внимание. Закрывайте руки, насколько это

возможно. Руки можно согреть под мышками, на внутренней части бедра

или на груди. Так как ноги быстро потеют, согревать их трудно. Лучше

носить обувь большего размера, чтобы можно было надеть не менее двух

портянок (носка). Теплый двойной носок можно сделать,

если положить между парой носков сухую траву, мох, целлофановый

пакет или птичьи перья;

    самые большие теплопотери происходят в районе головы. Никогда не

забывайте о хорошем головном уборе.

В субтропиках, а также в средней полосе на болотах и в лесу жарким летом человек подвергается нападению полчищ насекомых (комаров, оводов, слепней, мух, ос, шершней, мошкары и т.д.). Поэтому он должен иметь:

    одежду такой прочности, чтобы она не рвалась во время движения сквозь густые заросли кустарника и подлеска;

    сетку и перчатки для защиты от насекомых;

    рукава и брючины, достаточно свободные для заправки их в перчатки и в носки;

    Сетка-накомарник должна быть светлой, т.к. комары и многие другие

насекомые боятся светлого цвета. Темные тона их привлекают.

Тест для оценки уровня знаний для обучающихся по программе Пасечника В.В (учебник 8 кл. Биология. Человек. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.) в формате ЕГЭ проводится по окончании курса обучения в 8 классе. Тестовая работа состоит из трёх частей: задания с выбором ответов –часть А (20 заданий), задания с кратким ответом – часть В (5 заданий) и задания с развернутым ответом – часть С (3 задания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест для оценки уровня знаний для обучающихся по программе Пасечника В.В (учебник 8 кл. Биология. Человек. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.) в формате ЕГЭ проводится по окончании курса обучения в 8 классе. Тестовая работа состоит из трёх частей: задания с выбором ответов –часть А (20 заданий), задания с кратким ответом – часть В (5 заданий) и задания с развернутым ответом – часть С (3 задания). Время выполнения – 90 минут.

При составлении тестов использовалась следующая литература:

  1. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ КириленкоА.А. – Ростов н/Д: Легион, 2013
  2. ГИА – 2014: Экзамен в новой форме: Биология: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов(и др.) – Москва: АСТ: Астрель, 2014. ФИПИ.
  3. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене. Пособие для учителей биологии и учащихся./ авторы: Никишов А.И., Рохлов В.С.- Москва. «РАУБ» 1995.

Вариант 1

Часть А.

А1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности в живых организмах :

А) анатомия б) генетика в) физиология г) психология

А2. Выберите черты сходства между человеком и млекопитающими:

а) наличие ушной раковины б) прямохождение в) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым г) речь как средство общения

А3. О какой клеточной структуре идет речь: передает информацию дочерним клеткам с помощью хромосом при делении:

а) митохондрии б) лизосома в) ядро г) клеточный центр

А4. Опорно-двигательная система состоит из:

а) костей и мышц б) мышц и сухожилий в) мышц г) костей

А5. Кровь относиться к тканям:

а) нервным б) мышечным в) соединительным г) эпителиальным

А6. Какую функцию выполняют тромбоциты:

а) переносят кислород б) уничтожают микробы в) вырабатывают антитела г) участвуют в свертывании крови

А7. При артериальном кровотечении кровь

а) ярко-алого цвета, вытекает пульсирующей струей б) вишневого цвета, вытекает ровной струей в) ярко-алого цвета, вытекает ровно, без толчков г) вишневого цвета, вытекает пульсирующей струей

А8. Заболевание дыхательной системы, не передающее воздушно-капельным путем :

А) туберкулез б) ангина в) кессонная болезнь г) грипп

А9. В пищеварительном тракте белки расщепляются до

а) аминокислот б) нуклеотидов в) глюкозы г) глицерина

А10) Гипофункция гипофиза:

А) карликовость б) базедова болезнь в) гипогликемия г) микседема

А11. Структурной и функциональной единицей почки является

а) корковое вещество б) почечная лоханка в) мозговое вещество г) нефрон

А12. Нервная система не выполняет функцию:

а) транспорт питательных веществ б) нервная регуляция в) связь организма с внешней средой Г) согласованная деятельность органов

А13. Повреждение чувствительных нервов в пальцах рук приводит к тому, что человек

а) не сможет произвольно двигать пальцами б) не сможет сжать кисть в кулак

в) не ощутит прикосновения холодного предмета г) не сможет удерживать предмет рукой

А14. За координацию движений отвечает

а) мозжечок б) продолговатый мозг в) промежуточный мозг г) средний мозг

А15. Какая часть органа зрения выполняет следующую функцию: преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией?

А) сетчатка б) зрачок в) стекловидное тело г) хрусталик

А16. Барабанная перепонка находится

а) на границе между средним и внутренним ухом б) между наковальней и стремечком

в) между улиткой и вестибулярным аппаратом г) на границе между наружним и средним ухом

А17. Выберите причины, мешающие засыпанию:

А) режим дня б) привычная обстановка в) чувство голода г) усталость

А18. Выделение слюны при попадании пищи в рот – это пример

а) условного рефлекса б) безусловного рефлекса в) элементарной рассудочной деятельности в) торможения

А19. Каким образом нельзя заразиться СПИДом:

А) воздушно-капельным б) при переливании крови в) при кормлении материнским молоком г) половым способом

А20. Желчь поступает в

а) 12-перстную кишку б) желудок в) пищевод г) слепую кишку

Часть В.

В1. Определите систематическое положение человека как биологического вида, расположив таксоны в правильной последовательности, начиная с типа.

А) Человек Б) Человек разумный В) Плацентарные Г) Млекопитающие Д) Люди

Е) Позвоночные Ж) Хордовые З) Приматы

В2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

Эритроциты – клетки крови

1) шаровидной формы 2) дисковидной формы 3) многоядерные 4) содержащие гемоглобин 5) живущие в среднем до 100-120 суток 6) участвующие в свертывании крови

В3.Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

Установите последовательность этапов пищеварения.

А) механическая обработка пищи в ротовой полости

Б) расщепление углеводов под действием ферментов слюны

В) смешивание пищи с желудочным соком

Г) расщепление углеводов, белков и жиров до элементарных органических соединений

Д) удаление не переваренных остатков пищи из организма

Е) всасывание питательных веществ в кровь и лимфу

В4. Установите соответствие между органами и их местоположением. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В5. Установите соответствие между органами и их местоположением. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Часть С.

С1. У человека «заложило» уши. Что нужно предпринять и почему?

С2. Объясните, почему при понижении температуры человек дрожит и его кожа становится «гусиной».

С3 . Сердце человека находится в околосердечной сумке. Это плотнотканное образование. Стенки сумки выделяют жидкость, увлажняющую сердце. Какую роль она играет?

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Вариант 2

Часть А.

А1 Наука о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха :

А) экология б) гигиена в) эмбриология г) цитология

А2. Выберите черты различия между человеком и млекопитающими:

а) нижняя челюсть с выступающим подбородком б) деление зубов в) ушная раковина г) вскармливание детенышей молоком

А3. Какую функцию выполняет клеточная мембрана:

а) участвует в делении клеток б) синтез белка

в) обмен веществами между клетками и межклеточным веществом г) самоочищение клетки

А4. Стенки внутренних органов состоят из мышечной ткани :

А) скелетной б) гладкой в) сердечной в) поперечнополосатой

А5. Передняя прозрачная часть белочной оболочки (склеры) – это:

а) радужка б) стекловидное тело в) глазница г) роговица

А6. У взрослого человека зубов

а) 12 б) 24 в) 32 г) 46

А7. Главным органом выделительной системы является(ются)

а) мочевой пузырь б)почки в) мочевыделительный канал г) мочеточники

А8. Слуховые косточки в среднем ухе – это

а) стремечко и молоточек б) наковальня и стремечко

в) барабанная перепонка, молоточек и наковальня

г) молоточек, наковальня и стремечко

А9. Нервные клетки называют:

а) аксоны б) нейроны в) дендриты г)синапсы

А10. Координация произвольных движений, сохранение положения тела в пространстве, регуляция мышечного тонуса и равновесия – это функции:

а) переднего мозга б) продолговатого

В) мозжечка г) среднего мозга

А11. Способность сердца сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом :

А) раздражимость б) сердечный цикл в) автоматия г) кровоснабжение

А12. Внутреннюю среду организма образуют:

а) кровь и лимфа б) тканевая жидкость и кровь в) лимфа и тканевая жидкость

г) тканевая жидкость, кровь и лимфа

А13. Газообмен происходит в:

а) гортани б) носоглотке в) легких г) бронхах

А14. Биологические катализаторы, под действием которых происходит расщепление пищи, - это:

а) витамины б) гормоны в) ферменты г) субстраты

А15. Отсутствие какого витамина в организме вызывает цингу:

а) А б) В 1 в) С г) D

А16. Как называется резервуар в почке, в котором собирается моча?

а) мочевой пузырь б) почечная лоханка в) почечная чашка г) мочеточник

А17. Сахарный диабет развивается при недостаточной выработке гормона:

а) инсулина б) роста в) норадреналина г) адреналина

А18. Сок поджелудочной железы выделяется в

а) двенадцатиперстную кишку б) желудок

в) пищевод г) кишечник

А19. Вестибулярный аппарат расположен в

А20. Зрительная зона расположена в …. доле больших полушарий.

А) височной б) затылочной в) лобной г) теменной

Часть В

В1. Установите последовательность расположения костей в скелете верхней конечности, начиная с фаланг пальцев

А) фаланги пальцев Б) плечевая кость В) лучевая кость Г) запястье Д) локтевая кость

Е) пястье

В2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В3. Установите соответствие

Особенности пищеварения

А) происходит механическая переработка пищи 1) ротовая полость

Б) происходит неполное расщепление белков 2) желудок

В) происходит неполное расщепление углеводов

Г) пищевой комок превращается в полужидкую кашицу

Д) ферменты активны в слабощелочной среде

Е) ферменты активны в кислой среде

В4. Выберите три правильных ответа из шести предложенных

Лейкоциты – клетки крови, которые

  1. защищают организм от болезнетворных микроорганизмов
  2. переносят кислород
  3. имеют ядро
  4. образуются в красном костном мозге
  5. образуются в желтом костном мозге
  6. участвуют в свертывании крови

В5. Установите соответствие между видами рефлексов и их особенностями. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Часть С

С1 . Объясните, почему снижение содержания гемоглобина в крови (анемия) вызывает слабость и головокружение.

С2. Каковы функции кожи человека? Укажите не менее 4-х функций.

С3. Почему желудочно-кишечные инфекции называют «болезнями грязных рук»? Какова их профилактика?

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Вариант 3

Часть А.

А1. Какая наука изучает внешнее и внутреннее строение организма человека и его особенности: рост, вес, пропорции тела?

а) анатомия б) валеология в) гигиена г) физиология

А2. К людям современного типа относят

а) австралопитека б) кроманьонца в) неандертальца г) питекантропа

А3. Подвижно между собой соединены ….. кости

а) большая и малая берцовые б) бедренная и тазовая

в) локтевая и лучевая г) теменные и височные

А4. Центральная нервная система образована

а) головным и спинным мозгом б) нейронами и отростками

в) нервами и нервными узлами г) спинно-мозговыми и черепно-мозговыми нервами

А5. После какого перенесенного заболевания вырабатывается стойкий иммунитет

а) ангины б) бронхита в) ветрянки г) гриппа

А6. Кровь НЕ транспортирует

а) гормоны б) питательные вещества в) продукты обмена г) ферменты

А7. Большой круг кровообращения заканчивается в

а) левом желудочке б) левом предсердии в) правом желудочке г) правом предсердии

А8. Дыхательный орган, имеющий вид воронки, в слизистой оболочке которого расположены рецепторы, реагирующие на твердые, жидкие и газообразные вещества, - это

а) бронхи б) глотка в) гортань г) трахея

А9. Основными органами выделения являются

а) легкие б) мочеточники в) потовые железы г) почки

А10. В результате реабсорбции (обратного всасывания) образуется

а) вторичная моча б) лимфа в) первичная моча г) тканевая жидкость

А11. К оптической системе глаз НЕ относится

а) ресничное тело б) роговица в) стекловидное тело г) хрусталик

А12. Фактор, который в большей степени влияет на здоровье человека, - это

а) медико-социальная помощь б) наследственность в) образ жизни

г)окружающая среда

А13. Иногда уставший за день ребёнок вдруг начинает прыгать, смеяться, капризничать, так как у него в коре головного мозга развивается ….. торможение.

а) внешнее б) запредельное в) постоянное г) условное

А14. Отдел пищеварительной системы, в котором происходит полостное и пристеночное пищеварение, - это

а) желудок б) 12-перстная кишка в) толстый кишечник г) тонкий кишечник

А15. Вестибулярный аппарат расположен в (во):

а) внутреннем ухе б) наружном ухе в) слуховой трубе г) среднем ухе

А16. У человека мужские половые клетки образуются в

а) предстательной железе б) семенниках

В) семенных пузырьках г) семявыводящих протоках

А17. Недостаток двигательной активности – это

а) гипогликемия б) гиподинамия в) гипокинезия г) гипоксия

А18. К «заболеванию грязных рук» относится:

а) грипп б) дизентерия в) СПИД г) стенокардия

А19. Для профилактики гельминтозов необходимо

а) избегать контактов с больными б) соблюдать режим питания

в) тщательно мыть овощи и фрукты

г) употреблять в пищу консервированные продукты

а) бронх б) гортань в) трахея г) глотка

Часть В

В1. Установите последовательность действий при оказании первой помощи при потери сознания.

1) приподнять ноги

2) положить пострадавшего на спину

3) надавить указательным пальцем в точку у перегородки носа

4) расстегнуть ворот одежды, ослабить ремень

5) вызвать «Скорую помощь»

6) к носу поднести ватку, смоченную нашатырным спиртом

В2. Укажите особенности, характерные для артерий. Выберите три верных ответа из шести предложенных.

1) стенки толстые 2) скорость движения минимальная

3) суммарная площадь поперечного сечения небольшая

4) давление крови низкое 5) стенки однослойные

6) давление крови высокое

В3. Установите соответствие между клетками крови и их особенностями

В4. Выберите три верных ответа из шести предложенных.

Безусловными являются рефлексы.

  1. врожденные
  2. проявляющиеся в ответ на строго определенные внешние раздражители
  3. частично или полностью исчезающие со временем
  4. приобретенные в процессе жизни
  5. постоянные и не затухающие в течение жизни
  6. для образования которых необходимы два раздражителя

В5.Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

К мочевыделительной системе относятся:

1) печень 2) почки 3) селезенка 4) мочеточники

5) мочевой пузырь 6) поджелудочная железа

Часть С

С1. Что необходимо делать с целью профилактики заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем?

С2 . Если в пробирку с кровью человека, перенесшего дифтерию, добавить микробов дифтерии, то они погибнут, а если их добавить в кровь человека, не болевшего этой болезнью, этого не случится. Почему?

С3 . Каковы функции кровеносной системы человека? Укажите не менее 4-х функций.


Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие солнечных лучей, воздуха, воды) являются средствами физического воспитания. Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха.

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Санитария - практическое осуществление требований гигиены, выполнение необходимых гигиенических правил и мероприятий.

В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических дисциплин: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта и др.

Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой, играет важную роль в процессе физического воспитания. Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении.

Гигиенические положения занимают столь большое значение потому, что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, по подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Молодые специалисты, оканчивающие вузы страны, должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в быту, учёбе, на производстве.

Гигиена физической культуры и спорта включает разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища, гигиенические требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими упражнениями, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности.

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.).Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, так, как строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом высоких достижений в любом виде деятельности.

Рациональный суточный режим создаёт оптимальное условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности. Неуклонное соблюдение режима дня помогает воспитывать организованность, силу воли, приучает к сознательной дисциплине. В связи с различными условиями жизни, труда и быта, индивидуальными особенностями существования рекомендовать единый суточный режим невозможно. Однако основные положения его должны соблюдаться при любых обстоятельствах. В суточный режим должно входить, прежде всего: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование учебной деятельности, тренировочных занятий и отдыха; регулярное питание; достаточный по времени полноценный сон.

Основные правила организации суточного режима:

подъем в одно и то же время;

выполнение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур;

прием пищи в одно и то же время, не менее трех раз в день (лучше 4-5 раз в день);

приём пищи за 2 часа до тренировки и сна;

самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и то же время;

не реже трех - пяти раз в неделю по 1,5-2 ч занятия физическими упражнениями или спортом с оптимальной физической нагрузкой;

выполнение в паузах учебной деятельности (3-5 мин) физических упражнений;

ежедневное пребывание на свежем воздухе с выполнением ходьбы и других физических упражнений (1,5-2 ч);

полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и то же время.

Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Сон - основной и ничем не заменимый вид отдыха. Он способствует сохранению здоровья и высокой умственной и физической работоспособности. Систематическое недосыпание и бессонница вызывают истощение нервной системы, снижение работоспособности (особенно умственной), ослабление защитных сил организма. Однако и излишний сон нежелателен. Продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. Для взрослых людей продолжительность сна 8-9 ч. В период напряженной учебной деятельности (экзамены, зачеты), тренировок и соревнований продолжительность сна следует увеличивать.

Сон должен быть непрерывным и протекать в определенные часы. Наилучшее время для сна с 22-23 до 6-7 часов. Тишина и покой - непременные условия здорового сна. При стойких и длительных нарушениях сна следует обращаться к врачу. Без его советов нельзя пользоваться различными снотворными средствами. Недопустимо бороться с бессонницей с помощью алкогольных напитков: после их употребления наступает наркотическое состояние, не имеющее ничего общего с нормальным сном.

Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям.

Кожа представляет собой сложный и важный орган человеческого тела, выполняющий многие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляцию и др. В коже находится большое количество нервных окончаний, и поэтому она обеспечивает постоянную информацию организма о всех действующих на тело раздражителях. Подсчитано, что на 1,см2 поверхности тела приходится около100 болевых, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых и около 25 точек, воспринимающих атмосферное давление!

Все эти функции выполняются в полном объеме только здоровой, крепкой, чистой кожей. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.

Основа ухода за кожей - регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Оно проводится не реже одного раза в 4-5 дней в душе, ванне или бане. Менять нательное белье после этого обязательно. Уход за кожей рук требует особого внимания, так как на нее могут попасть патогенные микробы и яйца гельминтов, которые затем будут перенесены на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около 95%), находящихся на коже кистей, скапливается под ногтями. После туалета, выполнения различных работ и перед едой необходимо мыть руки с мылом.

Систематического ухода требуют и ноги. Занятия босиком, потливость способствуют появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. Вот почему нужно ежедневно мыть ноги с мылом, чаще менять носки. Сухие мозоли следует своевременно удалять с помощью пемзы, мозольного пластыря или мозольной жидкости.

Уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье. Недопустимо использовать для мытья волос хозяйственное мыло либо синтетические моющие средства, предназначенные для стирки белья. Рекомендуется пользоваться туалетным мылом или шампунем. При появлении перхоти жирные волосы 1-2 раза в месяц можно мыть лечебными шампунями.

Систематический уход за полостью рта и зубами - одно из обязательных гигиенических требований. Через полость рта и из-за испорченных зубов проникают в организм болезнетворные микроорганизмы. Утром, перед сном и после каждого приема пищи необходимо в течение 2-3 мин тщательно чистить зубы пастой как с наружной, так и с внутренней стороны. Зубную щетку нужно направлять от десен к зубам, а не наоборот и только вертикально. Во время еды желательно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. При появлении зубной боли необходимо немедленно обращаться к специалисту. Два раза в год следует посещать зубного врача для профилактического осмотра.

Гигиена одежды и обуви. Одежда предохраняет организм от неблагоприятных воздействий внешней среды, механических повреждений и загрязнений. С гигиенической точки зрения она должна помогать приспосабливаться к различным условиям внешней среды, способствовать созданию необходимого микроклимата, быть легкой и удобной. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, а также ее воздухопроницаемость, гигроскопичность и другие качества.

Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.

При занятиях на улице летом форма может состоять из майки, шортов, а также хлопчатобумажного или шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий зимой на улице используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка. Различные виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя, снега и т. п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы ее теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводность, хорошую эластичность и прочность, а также обладающая способностью сохранять форму после намокания. Применяемые в настоящее время различные кожезаменители по своим гигиеническим качествам приближаются к ней, но неравнозначны. Резиновая обувь и обувь на резиновой подошве обладает одним существенным недостатком: не пропуская воздуха, она вызывает потливость. Важна так называемая «внутренняя обувь» - носки, гольфы. Надо, чтобы они хорошо пропускали воздух, впитывали пот. Носки всегда должны быть чистыми, эластичными и мягкими. В теплое время года следует носить обувь, обеспечивающую хороший воздухообмен: туфли, имеющие прорези и отверстия или верх из матерчатой ткани. Во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной и прочной обувью. Необходимо, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими, в противном случае могут возникнуть потертости, а при низкой температуре воздуха - и обморожения. Для занятий зимой рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что дает возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.

ГИГИЕНА (от греч. hygieinos-здоровый) - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Происхождение термина гигиена связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиеи, дочери бога медицины Эскулапа.

Целью гигиены является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены:

Изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей;

Научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;

Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических дисциплин: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, гигиена физической культуры и спорта и др.

Гигиена тесно связана с санитарией. Санитария (от лат. sanitas-здоровье) - термин, употреблявшийся в медицине до 60-х годов для обозначения отрасли здравоохранения, содержа­ние которой охватывает разработку и проведение практических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В современном понимании научной разработкой названных выше проблем занимается гигиена, а организацией и проведением са­нитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий - санитарно-эпидемиологическая служба.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!