Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Версии: Варяг Рюрик или славянин Ререг - Сокол. Родовой знак Рюриковичей Великих Князей Киевских Тамга в виде пикирующего сокола

Храбрый Роман и Мстислав!
Мысли ваши стремглав
ум переносит в дело.
Вы на битву высóко летите,
на ветрах, словно соколы, парите…
Слово о полку Игореве

Действительность – не бред собачий.
Она сложнее и богаче.
Валентин Берестов, археолог

Идеологическая (читай – политическая) полемика «норманистов» и «антинорманистов» о том, был Рюрик скандинавом или ободритом (западно-балтийским славянином), к науке отношения не имеет. Вероятно, потому и длится уже без малого три века. Показать, что не правы обе стороны и поставить в точку в этом стыдном споре может только археология.


Глиняная литейная форма конца второй четверти X века и новейший оттиск с нее.
Находка сделана 20 июня 2008 г. на Земляном городище Старой Ладоги.
Староладожская археологическая экспедиция А. Н. Кирпичникова
(Институт истории материальной культуры РАН).

Этот артефакт обнаружен на Земляном городище Старой Ладоги в пятне полусотни более мелких осколков тиглей, льячек и литейных форм. На формах – фрагменты рисунков, выполненных в скандинавском орнаментальном стиле борре, который охватывает период с 840 по 980 годы, а горизонт залегания этой группы отходов ладожского литейного производства относится ко второй четверти X века.

Скажем о технологии изготовления таких предметов.

Первоначально рисунок вырезался на камне. Потом с каменной формы снимался восковой оттиск. Он обмазывался глиной, а когда глина высыхала, ее обожгли в печи (воск при этом выгорал) и получали, к примеру, то, что мы видим на фото слева.

Глубина этой литейной формы около пяти миллиметров. Для накладки на упряжь коня отливка получится слишком массивной. Значит, скорее всего, мы имеем дело с опокой для печати или тамги мечника, княжьего сборщика дани .

В договоре 945 года Игоря с греками записано, что русские послы раньше приносили в Царьград золотые печати, а купцы – серебряные, а теперь князь повелел приносить ко двору византийских императоров грамоты. До этого времени грамоты писали редко: металлическая тамга вручалась послу в качестве вверительного документа, и этого было достаточно. Но с появлением на Руси христиан начались письменные времена, и печать должна была привешиваться к пергаменному документу – хартии.

При изготовлении простых подвесок и накладок (скажем, на конскую упряжь) могли использоваться бронза, свинец или свинцово-оловянистый сплав. Свинцовыми были и древнерусские печати, употребляемые в межкняжеских сношениях. Какой именно металл был залит в данную опоку, возможно, еще удастся установить при лабораторном исследовании.

Итак, перед нами древнейшее в Северной и Восточной Европе изображение хищной птицы в геральдической позе. Поскольку верхняя часть литейной формы утрачена, предложим два варианта реконструкции:


Первые попытки реконструкции ладожского геральдического знака. Лето-осень 2008

При этом нельзя не отметить, что на правом рисунке над головой птицы слишком много места.

Наша реконструкция базировалась на следующих изображениях:


Слева – монета конунга Анлафа Гутфритссона, 939-941 гг.
Графство Йорк, Коппергейт, Англия) Серебро.
Источник:
В.И. Кулаков. Иконография геральдических орлов Германии и Пруссии.
Альманах «Марс». № 1, 1997.

Справа – костяное навершие плетки. XII в. (дата по новогодской аналогии).
Высота 39 мм
Старая Ладога. Случайная находка на берегу Волхова.

На монете времен захвата Англии датскими конунгами изображен не ворон Одина, как полагают некоторые исследователи, не орел, а охотничий сокол (об этом говорит ошейник на горле птицы). Подобное мы разыскали на одном из аналогичных ладожскому костяных наверший плеток в коллекции в Новгородского Государственного музея-заповедника. Часть из них опубликована . На наиболее древнем предмете этой серии мы видим на горле птицы заплетенный косичкой ошейник:


Навершие плетки из Новгорода.
Начало XI в. Высота 80 мм

Тем же летом 2008 года археолог Татьяна Ершова обнаружила в Пскове захоронение «наместника князя Владимира». О статусе погребенного свидетельствует трапециевидная серебряная тамга – подвеска, на одной стороне которой изображен двузубец, а на другой голова сокола с ошейником и вырастающим из нее крестом .


Псковская серебряная тамга X века. Раскопки Татьяны Ершовой. 2008 год
Фото: Псковский археологический центр

Такой же крест и на головой сокола на монете конунга датского Анлафа Гутфритссона (см. выше). Но монета отпечатана около 940 года, то есть за полвека до крещения Руси. Эта русско-датская параллель (и не где-то а в геральдической эмблематике) внятно повествует о датских корнях Рюриковичей и свидетельствует в пользу отождествления Рюрика с Рориком Ютландским и Фрисландским.

Сделаем прорись:

Позволю себе не согласиться с Татьяной Ершовой: если бы носитель тамги был «наместником князя Владимира», на одной и ее сторон был бы трезубец, а не двузубец с ключом. По С.В. Белецкому (см. таблицу ниже) такой знак должен был принадлежать Ярополку, а, возможно, Олегу Святославичам, или же Святополку Ярополчичу. И нет сомнения, что археология сможет ответить на этот вопрос.

Впрочем, ответ, видимо, уже получен: в январе 2009 года на конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», посвященной 80−летию академика Валентина Янина, А.Н. Кирпичников, делая доклад о ладожском соколе, продемонстрировал древнерусский псевдодирхем времен Ярополка. (Таких в центральной и северной Европе известно лишь 13 экземпляров.) На монете – та же птичка с тем же ошейником и крестом:


Псевдодирхем Ярополка.
Диаметр 30 мм

И вновь тот же крест над соколиной головой. Теперь понятно, чего именно нам не хватало над головой сокола при первых попытках реконструкции ладожской литейной формы.


Реконструкции ладожского геральдического знака Рюриковичей .
Апрель 2009.

Вопрос о том, когда на голове сокола появился венчающий ее крест, требует отдельного исследования. Проще всего предположить, что произошло это уже после крещения Руси Владимиром Святославичем. Однако вспомним, что сам Рорик Ютландский был христианином, а крест и три точки треугольником (символ Троицы) над головой сокола мы обнаружили на английской монете датского конунга Анлафа Гутфритссона (939-941).

И это, в частности, означает, что мы должны доверять летописному преданию о призвании Рюрика: династия Рюриковичей и впрямь начинается с датского герцога-изгоя, кстати, довольно близкого родственника принца Гамлета (Амлета по Саксону Грамматику). Археология «легенда о призвании варягов» оказалась исторической реальностью. Практически не остается сомнений, что это Рорик Ютландский, который какое-то время «королем ободритов», и если верить новгородским преданиям и сведениям Татищева его мать, была славянкой, дочерью Гостомысла. (Но речь об этом впереди.)

Куда более архаичное изображение птицы, летящей с гнезда (или от символического изображения солнца), найдено на ободке круглой игральной фишки на том же Староладожском Земляном городище:

Воспроизведем изображение сокола конца XI – первой четверти XII веков с обломка плинфы из Переяславля Русского (экспедиция М. К. Каргера 1953 г.). Прорись этого рисунка опубликована сотрудником Эрмитажа Денисом Ёлшиным. Автор публикации любезно прислал мне и цветной снимок, сделанный им в фондах Переяславского краеведческого музея (теперь это Национальный историко-этнографический музей-заповедник «Переяслав»).


Сокол из Переяславля Русского .
90-е годы XI – первая четверть XII в.
Фото Дениса Ёлшина

Поищем другие аналогии:


Крючок на одежду воина из скандинавского погребения
Гнездово. IX–X вв.
Источник: Сергей Каинов .
Скандинавские наемники на Руси (конец IX-середина XI веков).
«Военная иллюстрация. Альманах российской военной истории». Вып.1, 1998.
http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_sk

Обратимся к стилизациям на тему геральдического сокола. Они также происходят из дружинной среды:


Серебряная подвеска из клада в Гнездово .
Середина X века
Источник: Г.С. Лебедев.

Цветная вклейка.

Это направление в развитии образа взлетающего сокола можно назвать декоративным. К нему же стоит отнести и левое из тех изображений, которые приведены на одном из рисунков в статье В.И. Кулакова (ссылку см. выше):


Бронзовые наконечники ножен меча . Вторая половина X века

Слева – находка в Беломорье
у деревни Городище Кирилловского района Вологодской обл.).
Источник: Голубева Л.А. Новые скандинавские находки в Беломорье //
Советская археология. 1982. № 3. Рис. 1, 2.

Справа – из кургана 58 могильника Шестовица
(Днепровское Левобережье, ныне - Черниговская обл. Украины).
Источник: Блiфельд Д.I. Давньоруськi пам"ятки Щестовицi. Киiв, 1977. С. 147, 148.

Очевидно, что правый рисунок принадлежит совсем к другому стилистическому направлению. Назовем его «знаковым», или «магическим». (К этому же направлению следует отнести и образ летящей с гнезда ладожской птицы из раскопок Е. А. Рябинина, выполненный во времена Вещего Олега, то есть уже после того, как Рюрик ушел из Ладоги на Городище, а Олег в Киев.)

К обоим рисункам из статьи В.И. Кулакова можно найти аналогии.
Приведем для каждого стилистического направления по одной иллюстрации:

ДЕКОРАТИВНО-ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (СТИЛЬ БОРРЕ)

Бронзовый наконечник ножен меча
Гнездово. Середина X века

ЗНАКОВО-МАГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Бронзовый литой наконечник ножен меча середины X века
Гнездово. Курган 73. Раскопки Д.А. Авдусина 1950 г.
Аналогичный предмет с таким же рисунком найден в Старой Ладоге
(См. Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога.
Древняя столица Руси. СПб., 2003. С. 60).

Ажурный сокол на бронзовом литом наконечнике ножен из Гнездова. X век
3,8 на 4 см. Раскопки В.Д. Соколова. Курган 59.
№ 431 по каталогу ГИМа «Путь из Варяг в Греки и из Грек...» (М., 1996).

Крылья прочерчены практически так же, как на литейной форме из Старой Ладоги.
Хвост в виде вложенных друг в друга перевернутых V.
Хорошо читаются пояс, и образ молоточка Тора на груди. Концами крыльев и хвостом сокол опирается на двухголовую змею.

На груди обоих соколов прочерчен легко узнаваемый образ священного молота Тора, а, значит, речь может идти лишь о скандинавском происхождении данного предмета. Последнее делает немыслимыми все новейшие фантазии о соколе как о тотемном знаке ободритов, якобы занесенном на Русь славянином Рюриком и после превратившемся в трезубец Рюриковичей.

Однако сама гипотеза о соколе и об ободритском его следе заслуживает внимания. История ее такова: на то, что по-чешски сокол – raroh (что созвучно имени Рюрика), а главный город славян-ободритов: в Германии назывался Рериг, обратил внимание еще в середине XIX века чешский просветитель Павел Иосиф Шафарик . (Однако сегодня это сближение признано случайным .) Позже директор Эрмитажа С.А. Гедеонов в монографии «Варяги и Русь» (СПб., 1876 г.) предложил видеть в геральдических двузубцах и трезубцах рюриковичей именно сокола. Эту идею уже в наше время развил О.М. Рапов .

Ни одного материализованного в рисунке или изделии полабского сокола мы не знаем. Видимо, их просто не существует. Но насколько с лингвистической точки зрения убедительно сближение имени Рюрика и славянского названия сокола?

Вот что по прочтении этих заметок ответила на мой вопрос московский лингвист Анна Владимировна Дыбо:
Чешское raroh , словац. ra/roh , пол. rarog , укр. ра/рiг . В чешском словаре сказано, что это самый быстрый из всех соколов.
Выводят как заимствование из др.-иран. va:rэngan "название птицы" – по совр. иранским языкам то сокол, то ворон. По виду действительно похоже на заимствование (как все неодносложные слова, кончающиеся на -ог).
В славянских языках употребляется как имя мелкого черта (в чеш., пол., укр.). К Рюрику, конечно, прямого этимологического отношения не имеет. Но по созвучию – вполне естественно было бы Рюрику взять себе гербом рарога.

В конце июля 2009 года я получил электронное письмо от черниговского собирателя фотографий древнерусских поясных наконечников Александра Кайдуна.

К письму было приложено поразившее меня фото:


Бронзовый наконечник пояса со следами серебрения .
Конец IX – середина X вв.
Частная коллекции (Чернигов).
Место находки не установлено.
Фото Александра Кайдуна.


Тот же поясной наконечник. Прорись .

Рисунок можно уверенно отнести не к орнаментально-декоративному стилю борре, а к более лаконичному и куда более семантически нагруженному знаково-магическому направлению, изучением которого никто, насколько мне известно, не занимался. Но именно в этом, до сих пор не вычлененном стиле, кроются корни европейской геральдики.

Наконечник пояса с фотографии Александра Койдуна – крохотная, но вполне эпическая поэма о скандинавском устройстве мироздания может быть наглядной иллюстрацией к «Слову о полку Игореве», где также описано «мысленное древо», а предшественник автора вещий Боян, обернувшись сизым орлом, парит под облаками. При этом и Бояновы персты, и самые храбрые из князей сравниваются с соколами.

Голова у черниговского сокола устремлена вверх, мощный клюв повернут, как и положено в геральдической традиции влево. На соколе пояс с крестовидным знаком в квадратной рамке. Точно такой крест и в такой рамке виден на правом крыле у сокола из гнездовского кургана № 59.

Хвост прочерчен в виде двух вложенных друг в друга перевернутых V.

Мы видим членение мира на три (так и на знаменитом Збручском идоле): средний мир, занятый стволом и ветвями Мирового древа, отделен от горнего П-образным жемчужным орнаментом. В нижнем мире якореобразные корни, сплетающиеся в архаическую маску (глаза, нос, огромная пасть). По скандинавской мифологии корни Древа грызет и подтачивает змей. В горнем, занебесном мире на черниговском наконечнике изображен геральдический сокол, взлетающий с вершины Древа. Грудь и плечи сокола стилизованы под очертания молота Тора (такие мы уже видели на наконечниках ножен дружинных мечей из гнездовских курганов № 73 и 59). Ствол Древа прочерчен так, как будто это одновременно и бьющая сверху молния, расщепляющая ствол надвое. Надо думать, что это символ дождя и земного плодородия.

Но самое удивительное, что графика крыльев сокола предвосхищает классическую графику геральдического трезубца Владимира Красное Солнышко. Это показывает, что трезубец действительно является графемой датского протогеральдического сокола (см. приведенные выше аналогии), а, значит, сокол и впрямь был княжеской эмблемой, принесенная к ладожанами скандинавом Рюриком.

Замена хазарского двузубца трезубцем (графемой сокола – родовой эмблемы датских конунгов) должна быть объяснена тем, что Рюриковичи, соперничавшие с Хазарским каганатом, при Святославе освобождаются от юго-восточной политической опеки. Еще некоторое время киевские князья будут пользоваться титулом каган, однако ушла в прошлое Хазария, ушел двузубец, и высший хазарский титул теряет свою сакральную силу.

Судя по аналогиям на наконечниках ножен (см. выше три бронзовых наконечника ножен из курганов Шестовицы и Гнездова), этот поясной наконечник следует отнести к концу IX – середине X веков (время Вещего Олега и Игоря). Ср. также с монетой конунга Анлафа Гутфритссона (939–941) и псковской серебряной тамгой XI века.


Меч из Гнездова .
Железо, ковка; бронза, литье, золочение. Общая длина 92, 0 см.
X век. Курган Ц-2. Раскопки Д. А. Авдусина.
№ 426 по каталогу ГИМа «Путь из Варяг в Греки…». 1996

Рассмотрим подробнее рисунок на яблоке (навершии) гнездовского меча:


Мировое древо и хоботатые драконы, пьющие его соки.
Яблоко меча из Гнездова. Фрагмент .

Перед нами Мировое древо, которое сосут драконы с длинными хоботами, держась за ветви его почти человеческими (только четырехпалыми) руками и оплетая хвостами комель и корни. При всей разности семантических деталей эта композиция зримо аукается с композицией поясного наконечника из черниговской частной коллекции. Стиль иной, однако графика – от завитков волют до червеобразных «хвостов» внизу изображения – на удивление схожа.

В посвященных древнерусским и скандинавским поясным набором публикациях В. В. Мурашовой мы встречаем лишь два изображения с головами хищных птиц. При этом их вообще нет в древнерусском поясном материале . Кроме того, на одной из скандинавских поясных бляшек не сколы или орлы, два ворона Одина : Связано это, видимо с тем, что в самой Скандинавии поясные наборы не получили широкого распространения.


Скандинавский Один вендельского времени .


Поющий Один из Старой Ладоги . 750-е. Высота 5,4 см.
Государственный Эрмитаж. № 2551/2.
Бронзовый ключ для подтягивания колков струнного музыкального инструмента.
Найден Евгением Рябининым в составе клада
кузнечно-ювелирных инструментов на Земляном городище.
Правый глаз Одина прочерчен двумя концентрическими окружностями (видно под лупой).
Отсутствует левый глаз, отданный Одином в Нижнем мире в обмен на мудрость.
Такие же рога у Одина вендельского времени можно видеть
на одной из бронзовых матриц, найденных в Торсланде на о.Эланд (Швеция).
См. по: Г.С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси.
СПб., 2005. С. 338

На второй бляшке из Гнездова также птичьи головки, смотрящие на четыре стороны света. Похоже, и это спутники Одина – Хугин и Мугин .

Правда, порись в книге столь неочевидного качества, что мало может рассказать о самой вещи, к тому же частично руинированной. Однако в каталоге ГИМа 1996 года мы найдем этот артефакт под № 231, а под № 230 опубликовано фото идентичной ременной бляшки из того же гнездовского кургана 16. (Раскопки С. И. Снегирева 1900 г.):


Два ворона Одина, глядящие на четыре стороны света.
Бронзовые ременные бляшки из Гнездова
.
Вторая половина X века. 2,2 на 1,7 см. Курган 16. Раскопки С.И. Сергеева. 1900 г.
№ 230 и 231 по каталогу ГИМа «Путь из Варяг в Греки…». 1996

Вот, собственно, и все имеющиеся аналогии. Право, не густо…

Потому-то в поиске аналогов В.В. Мурашова обращается к германским артефактам более ранней эпохи и ссылается на готские орлиноголовые пряжки женского поясного набора VI–VIII вв. из могильников Артек и Суук-Су :


Ременная пряжка из женского поясного набора готов-тетракситов . Крым.
Здесь вороном и не пахнет...
Судя по клюву, перед нами голова орла, коршуна или сокола.

Итак, у жителей скандинавских стран не было принято украшать пояса изображениями орлов и соколов. Другое дело – наконечники ножен или, к примеру, футляры для весов:


Скандинавские весы и футляр к ним .
Фото: Г.С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.
Цветная вклейка.

Это говорит не только об уникальности поясного наконечника, присланного Александром Кайдуном (при достаточной для условно «гнездовской» атрибуции сумме совпадающих элементов), но и о том, что сокол на амуниции княжеских дружинников-варягов, вероятно, свидетельствует об их принадлежности к определенной линии викингов, которая теснее, чем прочие, была связана со славянским миром, в частности, с Гнездовым. Если это датская линия, то ключевой для Руси фигурой здесь выступает Рорик Ютландский. Впрочем, напомним, что поясной наконечник из Чернигова, увы, депаспортизован, а потому никаких твердых выводов мы сделать не можем. (Подождем, не отыщутся ли надежно атрибуированные аналогии.)

Обратимся к истории Полабских славян, живших с конца VII века на южном побережье Балтийского моря в бассейне реки Лабы (Эльбы). На северо-западе Балтики от реки Травны до истоков Эгдоры живут вагры (wagiri; Из столица – Старгард ныне носит немецкое имя Ольденбург), восточнее – ободриты (бодричами назвал их Шафарик), венды, еще восточнее их расселились лютичи (вильцы, велеты), южнее – лужицкие сербы (сербы и лужичане).

Заметим, что эти славянские племена приходят к Балтике в то же самое время, когда другие славяне, вышедшие с того же Подунавья, появляются в Приладожье и строят на Любше каменно-земляную крепость (по типу славянских крепостей Центральной Европы).

Цитата:
Городище племенного короля ободритов находилось в Мекленбурге, близ Висмара. Это место, как сообщает около 965 г. Ибрагим ибн Якуб, называлось Велиград; саксы его обозначали (в 995 г.) «Михеленбург»; у хрониста Адама Бременского говорится о «Магнополисе» (калька славянского названия); во всех случаях значение совпадает – «великий, большой, главный город». Со своей стороны датчане называли его Рерик...
Йоахим Херрман . Ободриты, лютичи, руяне // Славяне и скандинавы. М., Прогресс.1986.

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/st056.shtml

(Попутно заметим, что и в выписках В. Н. Татищева из так называемой «Иоакимовской летописи» упомянут западно-славянский «град великий при море» на южном берегу Балтики.)

Адам Бременский (умер после 1081) называет западных славян reregi .

Прибалтийский город Рерик, то ли основанный пришедшими с Дуная в Померанию в конце VII века славянами-ободритами (союзниками Карла Великого), то ли на какое-то время ими захваченный, в 808 году, разрушил датский король Годфред.

Полагают, что Рерик был на месте современного городка Рерика (Германия, федеральная земля Мекленбург). Однако это всего лишь гипотеза, да притом окрашенная в кориченевые тона: деревня Alt Gaarz (древняя, впервые упоминается в XIII веке) переименована в Рерик в 1938 году. По другой версии Рерик находится на шестьдесят верст западнее, и это Старый Любек (также земля Мекленбург) в устье реки Траве.

Заметим, что мы не знаем, где в Мекленбурге протекает и речка Рерик (города нередко назывались по рекам), и когда впервые зафиксировано имя реки.

Теперь о датском конунге Рорике.

Рорик – др.-исл. Hroerikr (Hrørekr) – Рорик Ютландский и Фрисландский из династии Скьёльдунгов, племянник (или брат) изгнанного датского короля Харальда Клака.
Когда к IX веку ослабела франкская империя Каролингов, пришло время ответного натиска «северных людей» – шведов и норвежцев и датчан.

В начале второго десятилетия умирает король Дании Годфред. За его трон с сыновьями Готфреда спорят Скьёльдунги – четыре брата из младшей королевской ветви. Двое гибнут, двое – Гаральд (Харальд) и Хемминг – в 826 году бегут к франкскому императору Людовику Благочестивому и с четырьмя сотнями спутников «омываются волной святого крещения» в Ингельхейме. Братья получают лены той части Фрисландии, которая зовется Рустрингия (или Нордальбингия). Харальду достается Дорестад – порт фризов в устье Рейна и, соответственно, крупный торговый центр. И когда в 837 году гибнет Хемминг (младший из младшей ветви), его сын Рорик, перебираясь в Дорестад, находит приют у своего дяди.

В 841 г. умрет и Харальд. Еще через два года начинает распадаться империя франков.

Рорика обвинили в измене новому императору Лотарю, старшему сыну Людовика и внуку Карла Великого, и заточили в крепость. Но он бежит и объявляется у Людовика Немецкого, брата Лотаря. А, уйдя и от него, становится пиратом. В 850-м, он захватывает Дорестад. Лотарь прощает Рорика, но требует, чтобы он защищал побережье от викингов.

Между тем, в Дании вновь начинается смута. Рорик вступает в борьбу за корону, но она достается сыну Горфреда Хорику. Рорик воюет и с ним и в качестве отступного получает порт Хедебю. Потом он берет Бремен, но в результате уходит и оттуда.

В 852 г. Рорик помогает претенденту на шведский престол Амунду в осаде Бирки (и в этом крупнейшем торговом центре свеонов появляется колония фризских купцов), потом воюет в славянском Поморье на южных берегах Балтики.

В Дорестаде у Рорика дела вновь не идут: в 864 году море украдет у конунга город: после опустошительного наводнения и изменения русла Рейна эта территория станет непригодной для обитания.). К тому же на Дорестад нападают викинги…
Тогда-то, видимо, Рорика и зовут ладожане . И он уходит на Русь «вместе со всей Русью» (Повесть временных лет).

[...]
======================================== ======================

ПРИМЕЧАНИЯ

Серия деревянных пломб-цилиндров мечника для опечатывания мешков с пушниной найдена в Новгороде. На одной из них прочерчен трезубец – геральдический знак Владимира Святославича, княжившего в Новгороде в 970–980 годах. См.: В. Л. Янин. Я послал тебе бересту. М., 1998. С. 338–340.

«Древний Новгород. Прикладное искусство и археология». М., 1985. С. 88–91. Фигурку сокола с ошейником см. на с. 90.

Киселев Максим. «Тайны варяжских гостей» / Газета «Псковская губерния». / № 40 (409) 08–14 октября 2008 г.

Ёлшин Д. Д. Рисунки и надписи на плинфе Спасского храма-усыпальницы в Переяславле-Хмельницком. /Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиция. Материалы тематической научной конференции. СПБГУ. Исторический факультет. Кафедра археологии. 1–4 декабря 2004. СПб, 2004. С. 201–209.

Šafařik P. J. Slovanske starožitností. Praha, 1937. Dil.2. См. то же по вроцлавскому изданию: Wrocław, 1848. Т. 2. S.236–238. Благодарю за эту и многие другие подсказки львовского историка Леонтия Викторовича Войтовича.

Фактически город Рерик не локализован. Был ли он в земле ободритов или последние только пытались его захватить – вопрос открытый. После дискуссии, в которой принимали участие многие мировые имена (Нидерле, Фасмер, Маттей, Белтз, Кроггман и др.) версию Шафарика напрочь отбросили. Дело в том, что источники отчетливо говорят о территории, принадлежащей датчанам: "lingua danorum Reric dicebatur". Видно ободриты (князь Дрожко) пытались здесь обосноваться, что заставило в 808 г. конунга Готфреда уничтожить факторию и перевести жителей в Гайтабу (Haithabu).

Еще Л. Д. Нидерле обратил внимание, что Шафарик не учел замечание источника, где четко сказано “lingua danorum Reric dicebatur” (808, 809 гг.). (Annales Regni Francorum / Ed. G. H. Pertz, F. Kurze // Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. Hannoverae, 1895. P. 126).

Шафарику возражали многие (большинство предлагали германскую этимологию названия и предполагали германский или датский характер поселения), одновременно шел поиск места, где находился этот город или эмпорий (в 808 г. датский конунг Готфред переселил жителей и купцов в Гайтгабу, но полностью поселение не уничтожил, так как в 809 г. здесь был убит ободрицкий князь Дрожко – Annales Regni Francorum. Р. 129).

Лит.: Wigger F. Mecklenburgische Annalen bis zum Jahre 1066. Schwerin, 1860

Läffler L. Handelsstaden vid Östersjön som på danskarnas språk kallades Reric // Namn och bygd, T. 7, 1919. S. 25–26

Vogel W. Das emporium Reric, Festskrift til Halvdan Koht. Oslo, 1933. S. 85–92

Vasmer M. Germanen und Slaven in alter Zeit // Namn jch bygd. T. 21. 1933. S.128–130

Koczy L. Sklawanja Adama Bremeńskiego // Slavia Occidentalis. T. 12. Poznań, 1933. S.217

Beltz R. Der Burgwall von Alt-Gaarz (Mecklenburg) // Nachrichtenblatt fűr Deutsche Vorzeit. T. 11. 1935. S. 107; Id., Reric und Thrasiko, Zwei Namen unserer frűhesten Geschichte // Monatshefte fűr Mecklenburg. 1938. S. 220; Id., Zu Reric // Mecklenburg. T. 34. 1939. S.175–177

Kroggmann W. Reric // Jahrbűcher des Vereins fűr mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. T. 103. Schwerin, 1939. S.77–84

Vries J. Altnordisches etymologisches Wörterbuch. Leiden, 1962

Doberan Kr. Ein Beitrag zur Lage von Rerik // Varia Archaeologica. Berlin, 1964. S.237-254

Herrmann J. Siedlung, Wirtschaft und gesellschaftliche Verhältnisse der slawischen Stämme zwischen Oder / Neisse und Elbe. Derlin, 1968. S. 19

Leciejewicz L. Miasta Słowian pólnocnopołabskich. Wrocław, 1968. S. 20.

Прим. Л. В. Войтовича.

Рапов О. «Знаки Рюриковичей и символ сокола». Советская археология. 1968. № 3.

Мурашева В. В. Древнерусские ременные наборные украшения (X-XIII вв.), М. 2000.

Мурашева В. В. Скандинавские наборные ременные накладки с территории Древней Руси. Сборник «Историческая археология. Традиции и перспективы (к 80-летию со дня рождения Даниила Антоновича Авдусина)». М., 1998. Рис. 3-5. Ссылка на: Beskow Sjoberg M. Bredsatra socken // Ölands Jarnalders-gravfalt. Kalmar, S. 1987. P. 244. При этом прорись, видимо, не вполне корректна, поскольку у Одина изображены оба глаза: ср. с аналогичным Одином из Старой Ладоги (собрание Государственного Эрмитажа): Чернов А. Хроники изнаночного времени. СПб. 2006. С. 65

Мурашева В. В. Скандинавские наборные ременные накладки… Рис. 1-10. http://www.archeologia.ru/Library/Book/b05b2bf04770/page154

Пиоро И. С. Крымская Готия. Киев, 1990. С. 155. Рис. на с. 57. Раскопки Н. И. Репникова. Репников Н. И. Некоторые могильники области крымских готов, в сборнике; Изв. императорской археологической комиссии. Вып. 19. СПб, 1906.

Ободриты – это союз племен куда входили Вагры (центр в Старгарде), Полабяне (Ратибор), Ререги (Мехлин, позже Магнополис, нем. Мекленбург), Глиняне, Варны и, возможно, Чижане и Чрезпеняне. Союз этот распался в середине IX века, но уже в VIII веке эти племена имели отдельные княжеские династии, представители которых зафиксированы в источниках. В частности династия князей ререгов-ободричей: Викан (789) – Дрожко (798, 808, 809) и его соперник Годелаиб (Богуслав?), 808 – Славомир (817, 823) и Чедрог, син Дрожко (823) – Гостомисл (844) и Добомисл (862). Далее союз распался и последующие князья упоминаются аж в 955 г. (Стогнев и Након). И т. д. Все попытки тождества Гостомыслов, равно ж и тождество ругов (кстати германского племени) с русами, уже были. Возвращаться к этому нет смысла. Прим. Л. В. Войтовича.

Е. А. Рябинин пишет о Любшанской крепости: «В конце VII – первой половине VIII века городище гибнет в огне пожара, после чего здесь появляется новое население, создавшее уникальную для Восточной и Северной Европы каменно-земляную крепость… Истоки подобных фортификационных традиций восходят к славянам Центральной Европы – жителям Подунавья, Великой Моравии и Польши…». Е. А. Рябинин. Предисловие к альбому археологических находок в Старой Ладоге и на Любше «У истоков Северной Руси. Новые открытия». СПб., 2003. С. 17.

Маgistri Adami Brеmensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed. 3. Hannoveraе et Lipsiae, 1917. II, 21; III, 20.

Этимология имени Рорика однозначно скандинавская, это имя неоднократно зафиксировано в рунических надписях: старосканд. Hrorekr (Hrerekr), старошведское Rorik (Rjurik). Имя Hrorekr состоит из старонорманского hrodr (хвага, победа) и rikr (могущественный). Производные этого имени, довольно популярного в свое время – Rorik, Rurik, Rerik, Horikh, Berik, Gottrik – также зафиксированы руническими надписями. Это все имело место до нашего Рюрика. Прим. Л. В. Войтовича.

Что касается Ладоги, то похоже ютландская династия (конкурент датско-лерской) десь в конце VIII века посадила своего конунга (наверное, Хальвдана) и потом ее взял Фрамар со шведами. Ну ладожане, прогнавшие к тому времени уже с помощью славян шведов, вернули Рюрика с ютландцами и фризами. Прим. Л. В. Войтовича.

Еще в 1929 г. Н. Т. Беляев полагал, что «русь» – славянское сокращение топонима Рустринген. Его поддержал Г. В. Вернадский, допустивший существование старой шведской руси Русского каганата и новой фрисландской руси Рюрика. Это было лишь предположением, тем более, что из западных источников мы не знаем, существовал ли этот топоним раньше, чем он зафиксирован в XII в. Но подтверждение гипотезы Н. Т. Беляева лежит на самом видном месте. Мало того, что за Рюриком русь посылает «к руси», и он приходит на Русь «со всей Русью», так эта заморская русь в последовательном движении по Балтике с востока на запад и через Атлантику в Средиземное море точно локализуется летописцем между «готами и аглянам» (Афетово же колѣно и то Варязи, Свеи, Урмане, Готѣ, Русь, Аглянѣ, Галичанѣ, Волохове, Римлянѣ, Нѣмци, Корлязи, Венедици, Фряговѣ и прочии. Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. М., 2001. С. 4). И, следовательно, пришедший на Русь «со всей русью» Рюрик – тот самый, что правил Рустрингией.

"ЗНАКИ РЮРИКОВИЧЕЙ" - использующееся в исторической литературе название символических изображений в виде трезубца или двузубца, встречающихся на монетах, разнообразных предметах быта 10-12 вв.
Впервые знак в виде двузубца, направленного высоко вверх, с коротким отрогом книзу, встречается на печати киевского князя Святослава Игоревича, найденной при раскопках Десятинпой церкви в Киеве. Подобный знак использовали Владимир Святославич и Ярослав Владимирович Мудрый и др. Кирпичи с клеймом в виде "знака Рюриковичей" использовались при строительстве дворца князя Владимира Святославича близ Десятинной церкви, черниговского Спасо-Преображенского собора (нач. 11 в.), Михайловской церкви в Остерском Городце (12 в.), Борисоглебской церкви в Смядыни около Смоленска, Золотых ворот во Владимире (1164), каменного навеса в Боголюбове. Распространен "знак Рюриковичей" на донышках глиняных изделий в Киеве, Белгороде, Изяславле, Вышгороде.
Загадочные изображения до сих пор не получили однозначного объяснения со стороны исследователей. Историк 19 в. Н.М. Карамзин считал их родовыми знаками русских князей, ведущих свое происхождение от Рюрика. Эта точка зрения господствовала более столетия. В сер. 20 в. Б.А. Рыбаков высказал предположение, что странные изображения представляют собой "знаки княжеской собственности", которые ставились на княжеских монетах, на оружии его дружинников, на княжеских товарах; княжескими знаками помечали свои орудия ремесленники-холопы, работавшие на княжеском дворе - гончары, кирпичники, злато кузнецы и т.п. Некоторые исследователи искали истоки этого знака в орнаменте рунических камней, имитирующем змей (10-11 вв.), которые олицетворяли корабли.
В Восточной Европе этот знак был известен с первых веков н.э. Его помещали на своих монетах боспорские цари 2-3 вв., предметы с таким знаком, относящиеся к 5 в., найдены в Крыму, а также среди славянских древностей Поднепровья (7-8 вв.); ученые отмечают сходство между "знаками Рюриковичей" и знаками салтово-маяцкой археологической культуры 8 - нач. 9 вв. Трезубец на монетах Владимира Святославича сходен с аналогичным знаком на монетах франкских Меровингов 6-7 вв., английских (8-11 вв.), чешских и польских (10-11 вв.) королей, немецких кайзеров от Оттона I Великого (6 в.) до Генриха III (11 в.).

Исследователи обратили внимание на сходство "знака Рюриковичей" с лигатурой (соединением) двух букв греческого алфавита: первой - альфы и последней - омеги. В христианской философии их сочетание имеет мистическое значение. В Новом Завете Христу принадлежат слова: "Аз есмь Альфа и Омега... начало и конец ". Монограмма Христа - "Альфа и Омега" - представляет собой обычный символ крещения, такой же как крест, но менее распространенный. Помещая христограмму на своих монетах, Владимир Святославич, как и его современники или предшественники на тронах соседних государств, объявлял о принадлежности своего государства к христианскому миру. На монетах Святополка Окаянного левый зубец заменен крестом, над двузубцем - еще один крест.
Несмотря на обилие мнений, ни одно из них не стало господствующим. Загадка "знаков Рюриковичей" ждет своего исследователя.

Письменные источники

Колюмны

Сходство с личными эмблемами Рюриковичей обнаруживает литовский знак, известный под названием «Колюмны» или «Столпы Гедимина». Эта эмблема, считающаяся личным гербом великого князя литовского Гедимина , использовалась его потомками в качестве родового герба. Первое сохранившееся изображение «Колюмн» относится к 1397 году, времени правления великого князя литовского Витовта . «Столпы Гедимина» считаются одним из древнейших символов Литвы ; изображение этой эмблемы является частью большого герба Литовской республики .

Обращает на себя внимание сходство знака Гедимина с дву- и трезубыми личными геральдическими эмблемами Рюриковичей. Фактически, он построен по той же схеме: основание в виде перевёрнутой буквы «П» с дополнительными элементами. Учитывая, что к XIII веку единое древнерусское государство перестало существовать, многочисленные родственные связи между ветвями Рюриковичей и литовскими князьями, а также распространение власти великого князя литовского на часть территорий, входивших в состав Киевской Руси, возможно предположить, что «столпы Гедимина» являются дальнейшим развитием древнерусских княжеских эмблем. Следует, однако, заметить, что, несмотря на заманчивость и привлекательность такой теории, она остаётся пока лишь гипотезой, не подкреплённой документально.

Современное использование

Несмотря на то, что геральдические символы князей Древней Руси перестали употребляться ещё в XIII веке , в XX веке один из них, а именно «герб» Владимира Святославича , был извлечён из небытия, но уже в новом качестве.

Герб Украины

После ликвидации СССР в 1991 году , постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного

January 23rd, 2013

"Знак Рюриковичей" - герб, причем монархический и христианский.

Вот так они примерно выглядят, уже систематизированные.

Генеалогия знаков Рюриковичей 9 - 11 веков по С.Белецкому "Древнейшая геральдика Руси".

1. Гербы Рюриковичей - не родовые знаки, а именно гербы. Первый вывод, который можно сделать на основе этой таблицы.
Доказательством этому является то, что:

а/ все гербы имеют одну основу, это - герб Ольги, и дополнения в виде креста, птички,"третьего зуба" и маленького треугольника в нижней части основы. То есть это - нормальные личные гербы. Так они обычно и выглядят.
Личный герб отображает все владетельные права данного лица. Права как реализованные(земли и народы), так и нереализованные права. Имеется ввиду, что все владетельные династии состоят в родстве друг с другом и, члены династий в порядке наследования, имеют вполне реальную возможность получить какую-то землю по наследству. Гербы этих стран - земель тоже отражаются в личном гербе. В нем отражена также очередь престолонаследия;
Рассмотрим в качестве примера личный герб императора Александра 2.

Родовой герб Его Императорского Величества

Щит рассеченный. Вправо - герб рода Романовых: в серебряном поле красный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные. Влево - герб Шлезвйг-Голштейнский: щит четверочастный с оконечностью и малым щитком в середине; в первой части - герб Норвежский: в красном поле золотой коронованный лев с серебряной алебардой; во второй части - герб Шлезвигский: в золотом поле два голубых леопардовых льва; в третьей части - герб Голштейнский: в красном поле пересеченный малый щит, серебряный и красный; вокруг щита серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряных гвоздя с концами к углам щита; в четвертой части - герб Стормарнский: в красном поле серебряный лебедь с черными лапами и золотой короной на шее; в оконечности - герб Дитмарсенский: в красном поле золотой, с поднятым мечом, всадник на серебряном коне, покрытом черной тканью; средний малый щит также рассеченный: в правой половине герб Ольденбургский: в золотом поле два красных пояса; в левой - герб Дельменгорстский: в голубом поле золотой, с острым внизу концом, крест. Этот малый щит увенчан великогерцогской короной, а главный - королевской короной.

Герб наглядно отображает информацию, содержащуюся в титуле. Каждому слову соответствует символ. Можете сверить сами.

Титул имп. Александра II :
Божиею поспешествующею милостию, Мы, Александр Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский. Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверския. Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли и Армянския области, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая

б/ гербы Рюриковичей исчезают к середине 13 века. То есть именно тогда, когда Рюриковичи теряют владетельные права и получают в Орде ярлык на княжение. Теперь они - вассалы.
Иван 3 Васильевич вернул себе владетельные права и взял герб Палеологов, последней византийской династии. На каком основании? Очевидно, такова была его "очередь в престолонаследии" Палеологов - результат многих династических браков с членами византийских династий.
Герб страны может не совпадать с личным гербом. Даже скорее не совпадает, чем совпадает.

2. "Герб Рюриковичей" - монархический герб. Это так потому, что Рюриковичи -княжеская династия, имеющая владетельные права .
Одновременно с появлением семьи, частной собственности и государства возникают права царей на земли и народы, их населяющие. То есть, на престолы.
Как в Библии: " и Господь дал тебе эту землю и роду твоему".

Владетельные права принадлежат суверенам, тем, кто не является никому вассалом.
В пределах своего владения власть может быть ограничена в какой-то мере. Например, вече или парламентом. Но ниоткуда извне, кроме как от Господа Бога, владетельный господин не имеет ограничения своих прав. Каждый владетельный господин абсолютно суверенен от другого. Независимо от размеров его владения. Можно ли всех Рюриковичей считать владетельными или некоторые из них - вассалы Великого князя, и как это отразилось в их гербах, это - отдельный вопрос. Позже мы к нему вернемся.
Следовательно , Герб Рюриковичей - это монархический герб, наглядно-образное выражение их владетельных прав.
Мне приходилось встречать у некоторых исследователей определение гербов как:
- символа власти;
- символа собственности;
- светско-воинской эмблемы.
И то, что главный признак герба то, что он передается по наследству.
Всё это - глубочайшие заблуждения.

Не гербы передаются по наследству, а владетельные права. А гербы только наглядно эти права демонстрируют. По гербам возможно отследить переход владетельных прав от одного представителя династии к другому.
Рюриковичи - династия. И как всякая династия она строится на основе родственных (кровных) связей. И там, где имеет место быть листвечное право, тоже.
Необходимо различать гербы государств и личные гербы монархов и членов владетельных домов.

3. Гербы Рюриковичей - гербы с христианской символикой.

Некоторые антинорманисты уверены, что эти гербы являются символическим изображением сокола, нападающего на добычу.
Однако, изображение сокола может быть только родовым знаком, по сути своей принадлежащим дохристианской культуре.
Рапов упоминает, что датский родовой знак "ворон" не может быть на гербе христианского правителя. . А против сокола не возражает. Что - странно.
Вывод: сокол не может присутствовать на гербе христианского правителя.
И еще: если кто-то видит изображение сокола в гербе Святослава, он должен видеть его и в гербе Владимира Красное Солнышко, того князя, который сделал христианство государственной религией. И в гербе Ярослава Мудрого и т.д.
А это невозможно по определению. Ведь вы не считаете, что в этих гербах крест или "средний зуб" является изображением сокола? Значит, сокол присутствует в основе всех гербов Рюриковичей? То есть они все - язычники? Или все - христиане? Начиная с первого!
Письменные источники, как русские, так и иностранные дают нам разный ответ на этот вопрос.
А гербы, напротив, свидетельствуют однозначно: все эти князья были христианами.

На гербе монарха - христианина могут быть изображены только христианские символы и сюжеты.
Все они хорошо известны.
Изменения в гос. гербах происходят, когда меняются границы государства: присоединяются новые земли или теряются ранее принадлежавшие.
Личные гербы тоже могут меняться по этим же причинам и ещё в тех случаях, когда меняются перспективы наследования других земель.


Христианские символы:

  • якорь образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр. );
  • голубь символ Святого Духа ;
  • феникс символ воскресения;
  • орёл символ юности («обновится яко орл а юность твоя» (Пс. ));
  • павлин символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец символ Иисуса Христа;
  • лев символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь символ вечного мира;
  • лилия символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом символы евхаристии .
крест - г лавный христианский символ
И никакого сокола! И не было! Если бы был, в эпоху христианизации он не превратился бы в
голубя, а был бы изменен на другой символ. Шутить такими вещами могут только очень романтические патриоты из числа "украинских хлопцев".
Монархический герб, особенно в эпоху христианизации страны, не может нести в себе языческую символику! Категорически!
Так что выбирайте из птиц. Голубь, орел, феникс.
Очень возможно, что это - голубь, символ Святого Духа. А также - символ КРЕЩЕНИЯ.
Почему он на голубя не очень похож? Да потому, что это - символ! Выполнен ли он на подвеске руками умелого ювелира или процарапан на гребне- это все равно СВЯТОЙ ДУХ. Изображен он вниз головой или вверх. Даже просто мазок, галочка - тоже Святой Дух. И Византийские иконописные сравнения здесь не нужны.
Вы говорите, что в русской традиции нет изображения СХОЖДЕНИЯ СВЯТОГО ДУХА до 13 века? Икон, может быть, и нет. Но что изображено на монетах, подвесках и прочем? И в разных

вариантах! Почему должны быть только иконы?
Гербы Рюриковичей (если считать их христианскими гербами) включают в себя несколько христианских символов: Крест, Святой дух и Сошествие Святого Духа (отсюда третий зубец,как поднятый хвост голубя, значит, что голова голубя - опущена), птица устремлена вниз). Да, примитивно!. Но это - символы!
То есть. выражаясь вашим языком, двузубец - это Святой Дух, а трезубец - Сошествие
Святого Духа.
Рискую надоесть вам, но Святой Дух и Сошествие Святого Духа это - два разных сюжета. Герб Судислава Владимировича как раз и содержит в себе оба эти сюжета. Здесь и голубь, спокойно сидящий в центре герба, и Сошествие Святого Духа - в виде основы герба.

Возможно, что не голубь, а орел (двуглавый) изображен на гербе Рюриковичей.

А крест, копье, голубь на гербе Судислава и держава просто наложены на него.
Из всего вышеизложенного я могу сделать вводы:
1. Знаки Рюриковичей - личные монаршии гербы.
2. Все эти гербы принадлежат монархам - христианам.

А это означает, что Рюриковичи были ВЛАДЕТЕЛЬНОЙ ДИНАСТИЕЙ, по крайней мере с 9 века до середины 13века, и они были ХРИСТИАНСКОЙ династией.

Поэтому утверждение о том, что сокол был геральдическим знаком Рюриковичей
ошибочно.

Немногие знают, что знак пикирующего сокола отображается в украинском трезубце, а своей историей возвращается ещё к Рюриковичам. Как же объясняется то, что трезубец - вовсе не орудие языческого Посейдона, а пикирующий сокол - национальный символ Украины?

Князья Рюриковичи

Династия Рюриковичей является княжеской династией, которая, как принято считать, берёт свое начало от Рюрика. Вопрос о происхождении оставляет за собой множество споров. Так, бытует мнение, что родом он из народа русы. Часто его имя отождествляется с датским князем Рориком. Находятся и исследователи, которые в корне отрицают факт существования варяжского главнокомандующего.

Ещё одна версия - это родство с племенем ободритов (объединение отдельных Поклонники последней версии говорят о славянском происхождении фамилии князя, так как на славянском это слово произносилось как «рарог», то есть сокол. Сюда привязывается и пикирующий сокол, как знак Рюрика. Так или иначе, Рюрик считается основателем рода, правящего впоследствии в Киевской Руси.

Отличительные знаки Рюриковичей

Заключение

До конца неизвестно, насколько глубокие корни у изображения атакующего сокола. Этот знак на многие века стал главным символом целой княжеской династии, а сейчас продолжает свою жизнь в роли национального символа Украины.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!