Искусство магии. Приметы. Хиромантия. Заговоры и заклинания. Астрал

Человек в разных возрастах. Этапы взросления человека по годам. Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека. Разделение возрастных периодов


Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни.

Возрастной период

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития

Особенности поведения

Ведущие направления

жизнедеятельности

1. Новорождённость (1-2 мес.)

Неспособность выделять себя и других,

дыхательный, сосательный, защитные и ориентировочные, атавистический ("цеплятельный")рефлексы.

Полная биологическая зависимость от матери

Эмоциональное общение со взрослым (мамой)

Процесс рождения, физическое отделение от матери,

приспособление к новым условиям с помощью безусловных рефлексов

Сенсорные процессы (первые виды ощущений), возникновение слухового и зрительного сосредоточения. комплекс оживления.

Личностная, потребностно – мотивационная:

получение удовольствий.

Малоподвижность, сон, мимика неудовольствия, плача и сытого благополучия.

Формирование потребности в общении

2.Младенчество (до 1 года.)

Этап «доверия к миру»:появление прямохождения, формирование индивидуальной психической жизни, появление способности более выразительно проявлять свои чувства и

отношения к окружающим,

автономная

речь – гуканье, гуление, лепетные первые слова.

Общая жизнь ребёнка с матерью, (ситуация «Мы»)

Непосредственно – эмоциональное общение с матерью, предметная де­ятельность

Кризис 1 года:

Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает(ходьба, речь, аффект и воля), возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены,- навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может

Элементарные формы восприятия и мышления, первые самостоятельные шаги, слова, активная потребность в познании окружающего мира, потребность в общение со взрослыми, доверие к миру, автономная речь.

Познавательные процессы: Возникновение акта хватания, Развитие движений и поз

начальная форма наглядно – действенного мышления(основано на восприятии и действии с предметами), непроизвольное внимание, восприятие объектов, дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния, формирование предпосылок усвоения речи, развитие моторики

Аффективные вспышки, эмоциональные реакции,

экспрессивные действия, активные двигательные реакции, упрямство.

Потребность в общении, как главнейший фактор развития психики, формирование базового доверия к миру,

преодоление чувства разобщенности и отчуждения, познание предметов.

3.Раннее детство (1-3 года)

Этап «самостоятельности», сам может понять назначение предмета, автономная речь заменяетсясловами "взрослой" речи(фразовая речь), психологическое отделение от близких, развитие отрицательных черт хар-ра, неразвитость устойчивых мотивационных отношений. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.

Совместная деятельность со взрослыми, познание мира окружающих вещей

ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам»)

Предметно – манипулятивная, предметно-орудийная деятельность

Кризис 3 лет:

строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму и самостоятельности, впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. две линии независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо кризис зависимости плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

Сознание «Я сам»,

Активная речь, накопление словаря.

Практическое мышление.

«аффективное»

восприятие объектов и ситуаций, эмоциональные реакции, узнавание и воспроизведение, формирование внутреннего плана действия, наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание (узнаёт себя), первичная самооценка ("я", "я хороший", "я сам"), внимание и память непроизвольны. Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов.

Импульсивное поведение, эмоциональные реакции связанные с непосредственными желаниями ребенка и негативные р-ии на требование взрослых (плач, бросается на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигается, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание часто неровное, пульс частый; в гневе краснеет, кричит, сжимает кулаки, может сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить)аффективные реакции на трудности, любознательность

Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов, борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за

собственную независимость и самостоятельность.

4. Дошкольное детство (3-7 лет)

Этап «выбора инициативы»: возникновение личного сознания,

имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным».

Познание мира человеческих отношений и их имитация

Сюжетно – ролевая игра(сочетание игровой деятельности с общением), дидактическая и игра с правилами.

Кризис 7 лет «кризисом непосредственности»:

переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

Переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, изменение структуры поведения: появление смысловой ориентировочной основы поступка (звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, утрата детской непосредственности.

Соподчинение мотивов, самосознание (осознание своих переживаний) и

произвольность.

Личностная (потребительская – мотивационная):потребность в общественно значимой и оценивающей деятельности,

формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо) , новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые, потребность в самостоятельности). Развивается звуковая сторона речи,

правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление, соподчинение мотивов, усвоение этических норм, половая индификация, осознание себя во времени.

Регулируется смысловой ориентировочной основой поступка (звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями), утрачивание детской непосредственности.

появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения.

появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать

Развитие активной инициативы и

моральной ответственности за свои желания, познание систем отношений.

Психологическая готовность к школе – сформированность основных психологических сфер жизни ребенка (мотивационной, нравственной, волевой, умственной, личностной). Интеллектуальная готовность (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.). Личностная готовность (формирование готовности принять социальную позицию школьника, имеющего круг прав и обязанностей; отношение ребенка к школе, учебной деятельности, к учителям, к самому себе). Волевая готовность (развитие нравственно-волевых качеств личности, качественные изменения степени произвольности психических процессов, умение подчиняться правилам).

5. Младший школьный возраст (7-11 лет))

Этап «мастерства»,

социальный статус школьника (ситуация обучения),

главный мотив- получения высоких отметок

Социальный статус школьника: освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности

Учебно – познавательная деятельность.

Переживания и школьная дезадаптация, завышенная самооценка, чувство некомпетентности.

Проблема оценки.

Произвольность внимания, чувство компетентности, самосознание, самооценка, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия.

Интеллектуально – познавательная:

словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы, адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами.

В организации деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями

труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности,

познание начало жизни

6.Подростковый возраст (11-15 лет)

Этап общения со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Эмансипация от взрослых и группирование.

Конформность, формирование национального и интернационального самосознания.

Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Освоение норм и отношений между людьми.

Интимно-личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам.

Кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки, трудности в учёбе

Чувство взрослости- отношение подростка к себе как к взрослому (младший подростковый возраст),

«Я-концепция» (старший подростковый возраст), стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. Формирование интересов и мотивации учения.

Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием.

Личностное (потребительско-мотивационное):

теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия, появляется мужской взгляд на мир и женский. Развитие творческих способностей,

способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека. Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов).

Подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений,

повышенная утомляемость, возбудимость, перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация хар-ра.

Задача первого цельного осознания себя и своего места в мире;

отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании

собственного "Я" ("диффузия идентичности", познание систем отношений в различных ситуациях.

7.Старший школьный возраст (16-17 лет)

этап самоопределения «мир и я»: ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.

Начало подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая: материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.).

Первоначальный выбор жизненного пути Освоение профессиональных знаний, умений.

Учебно-прфессиональная деятельность.

Морально-личностное общение.

Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, разочарование в намеченных планах, и в самом себе.

Кризис 17 лет: страх перед выбором, перед взрослой жизнью.

Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив (профессиональное и личностное самоопределение).

Формирование жизненных планов, мировоззрения, готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным «я», независимо от изменения ситуации).

Познавательная: совершенствование умственных процессов, умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых,

быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью, развития самосознания. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии, вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения.

Не свойственны романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми.

Самоопределение –социальное, личностное, профессиональное, создание жизненного плана. Познание профессиональной сферы деятельности.

8.Юность (от 17 до 20-23 лет)

этап «Человеческой близости»:

Начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.)

Профессиональная учеба, освоение профессионально-

трудовых умений,

трудовая деятельность, освоение норм отношений между людьми, ситуация выбора жизненного пути.

Трудовая деятельность, профессиональная учеба. Учебно-профессиональная деятельность

Новая жизненная ситуация, чувство некомпетентности, поступление в вуз.

юношеский максимализм, материальная независимость.

Окончательное самоопределение.

Понимание необходимости учебы. Значение нерегламентированных условий приобретения знаний. Готовность и фактическая способность к различным видам научения.

Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов в сфере искусства, ответственное отношение к своему будущему при выборе профессии, формирование мотивов(престижная мотивация, мотив власти, мотив материального достатка и благополучия, мотив создания благополучной семьи).

Оригинальность мышления. Повышенная интеллектуальная активность.

Стиль студенческой жизни; вечеринки, свидания, выпивка или спорт, целеустремлённость в учёбе.

Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое. Обучение, поиск работы, служба в армии.

Задача конца юности и начала

зрелости -поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей,

преодолевающих чувство одиночества.

9.Молодость (от 20 до 30 лет)

Этап человеческой зрелости, период активного профессионального, социального и личностного развития. Вступление в брак, рождение и воспитание детей, развитие. Строительство перспектив дальнейшей жизни.

Выбор спутника жизни, создание семьи, утверждение себя в профессии, выбор жизненного пути.

Вхождение в трудовой коллектив и овладение избранной профессией, создание семьи.

Проблема смысла жизни -кризис 30, переоценка ценностей, нереализованности жизненного замысла. Трудности в профессиональном становлении поглощенность собой и избегание межличностных отношений,

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности, мастерство, отцовство.

Интенсивное познавательное развитие, доминируют потребности самоуважения и самоактуализации, характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами), характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер. Выбор мотива: профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы - мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы.

Свойствен оптимизм, максимальная работоспособность. Творческая активность.

Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей.

Выбор спутника жизни, установление близких дружеских связей,

преодолевающих чувство одиночества, создание семьи, утверждение в профессии, обретение мастерства.

Зрелость (30от до 60-70 лет)

Пик профессиональных, интеллектуальных достижений, «акмэ»- вершина порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. Ценности возраста: любовь, семья, дети.. Источник удовлетворения в этом возрасте – семейная жизнь, взаимопонимание, успехи детей, внуки.

Полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых.

Профессиональная деятельность и семейные отношения,.

Сомнение в правильности прожитой жизни и значимость для близких.

Поиск нового смысла жизни. Одиночество в зрелом возрасте, выход на пенсию, Продуктивность - застой. Кризис 40-смысла жизни, обострением семейных отношений.

Переосмысление жизненных целей,

осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми, продуктивность. Коррективы жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".

Продуктивность творческая, профессиональная, забота о людях),инертность(поглощение собой).

Достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути.

Эмоциональные затраты с возрастом растут и перегрузки приводят к стрессовым ситуациям и состояниям. Мучителен переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности(присущей периоду «акмэ»), к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном внутреннем нежелании (не ощущает себя старым).

творческих сил человека против косности и застоя, воспитание детей. Раскрыть свой потенциал и реализоваться.

Поздняя зрелость (после 60-70 лет)

Жизненная мудрость, базирующаяся на опыте, появление чувства старости, ускоряется биологическое старение, прекращение трудовой деятельности.

Переориентация социальной активности и адаптация к новой жизни пенсионера.

Смена ведущей деятельности: удовлетворение одного значимого или сущностного мотива, обеспечение удовольствий и развлечений

Уход на пенсию, нарушение привычного режима и уклада жизни, ухудшение материального положения, смерть супруга и близких.

Отношение к смерти, отчаяние.

Отношение к смерти, переосмысление жизни, осознание ценности содержания жизни.

Физическое, биологическое и психическое старение, снижение функции памяти, сужение интересов, фокус внимания из будущего переходит в прошлое, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, требовательность, обидчивость, потребность в передаче накопленного опыта, потребность в жизненную вовлечённость, вера в бессмертие души.

Убывает физическая сила,

возрастает частота депрессий, неврозов. Склонность к воспоминаниям, умиротворенность.

Характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе,

своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и

нарастающему отчаянию.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.


Сразу после рождения наступает период, называемый новорожденным . Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Доношенный новорожденный ребенок имеет длину тела от темени до пяток чаще всего от 45 до 52 см, массу тела не менее 2500 г. Средняя величина массы тела составляет у мальчиков 3400-3560 г, у девочек 3250-3400 г. Однако по скелетной зрелости мальчики отстают от девочек приблизительно на 4 недели. Пропорции тела резко отличаются от таковых у взрослого человека (рис. 3). Голова составляет 1/4 общей длины тела, тогда как у взрослого на голову приходится лишь 1/8 длины тела. До трех месяцев окружность головы больше окружности груди. Пупок располагается несколько ниже линии, разделяющей тело пополам, тогда как у взрослого он находится выше этой линии. Слабо развиты таз и нижние конечности.


Рис. 3. Возрастные изменения пропорций тела (схема по Тегако Л.И., 2003): 1) 2 месяца внутриутробного развития, 2) 5 месяцев, 3) 8 месяцев,

4) новорожденный, 5) 1 год 8 месяцев, 6) 7 лет, 7) 13 лет, 8) 16 лет.

У новорожденных сильно выражена подкожная жировая ткань. Ее быстрое нарастание происходит после 34-й недели беременности. В это время образуется коричневый жир. Он скапливается вокруг шеи, между лопатками и в поясничной области позади почек. Коричневый жир является органом теплопродукции и предохраняет ребенка от переохлаждения. Толстая жировая прокладка также предохраняет от повреждения при родах внутренние органы. Благодаря сильному развитию подкожной жировой ткани и слабому развитию мускулатуры туловище новорожденного, а также конечности имеют цилиндрическую форму; шея короткая и толстая.

В грудном возрасте в основном сохраняются внешние формы и пропорции тела, свойственные новорожденному. В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. До 9 месяцев продолжается нарастание подкожных жировых отложений. Происходит быстрое нарастание массы тела и физическое развитие. Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, и масса - утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы формируются ходьба, движения рук и пальцев; появляются восприятие, образ-


ная память, понимание речи, а также происходит эмоциональное развитие.

В период раннего детства , когда ребенок начинает передвигаться на ногах, несколько изменяются пропорции тела, однако сохраняется преобладание размеров головы и туловища над конечностями. Все еще сильно развита подкожная жировая ткань, которая скрывает очертания мышц. Туловище на поперечном разрезе почти цилиндрическое. В нижней части живота хорошо выражена поперечная брюшная линия. Лицо округлое и слабо профилировано. Это зависит от слабого развития челюстей и жевательных мышц, а также скопления жира в щечной области (жировое тело щеки). То есть для этого периода характерен тип округлого сложения (первая полнота ). В конце этого периода заканчивается прорезывание молочных зубов. После двух лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. В данный период происходят развитие речи ребенка и наглядно-образного мышления, а также овладение бытовыми навыками и действиями с предметами.

Первое детство характеризуется ростовым сдвигом , который по времени соответствует началу смены зубов, приходящемуся на возраст 5-6 лет. В этот период происходит как абсолютное, так и относительное удлинение конечностей . Развитие мускулатуры и уменьшение подкожного жира приводят к тому, что становится заметным мышечный рельеф тела. Туловище уплощается в переднезаднем направлении, и появляется внешняя граница между грудью и животом (талия). Для этого периода характерен вытянутый тип, свойственный школьному возрасту (первое вытягивание ).

Первый ростовой сдвиг выражается, в частности, в относительном удлинении конечностей. Показателем этого является «филиппинский тест». Он состоит в том, что правую руку ребенка кладут на темя, и он должен дотянуться до верхнего края левой ушной раковины. «Филиппинский тест» становится положительным у большинства детей после 5 лет. Этот тест рассматривается как один из показателей биологической зрелости ребенка в старшем дошкольном возрасте.


Изменяются также пропорции кисти. Их показателем является «лучевой сдвиг»: указательный палец становится длиннее безымянного. Это наблюдается у 20-25% детей в 7-летнем возрасте. В 3,5 года выявляется отчетливое преобладание правой, а у левшей - левой руки.

Наиболее резко возрастает относительная длина нижних конечностей, что приводит к общему изменению пропорций тела.

Значительные изменения претерпевает форма головы и лица. Мозговой череп в своем росте начинает отставать от лицевого, и лицо относительно увеличивается. Наиболее интенсивно происходит рост лица в сагиттальном направлении, благодаря этому усиливается его профилировка, сильнее выступают нос и подбородок.

В психологическом плане в первом детстве наступает развитие личности ребенка, познавательных процессов, формирование совести, нравственности и инициативы.

Наступление первого ростового сдвига может быть своевременным, ранним или запаздывающим. Вследствие этого усиливаются индивидуальные различия в размерах и пропорциях тела, а также в психологических особенностях, В этом возрасте уже могут быть выделены типы телосложения детей.

Во втором детстве замедляется рост тела в длину, тогда как вес нарастает в большей степени (вторая полнота ). В этот период выявляются половы различия в размерах и форме тела. В конце периода начинается продуцирование половых гормонов, обусловливающее развитие вторичных половых признаков, У девочек в 8-13 лет вначале формируются молочные железы, расширяется таз и округляются ягодицы, появляются волосы на лобке, затем - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек (11 лет), мошонки (12 лет), а затем - полового члена. В этом периоде ребенок включается в социальную группу и выходит за пределы семьи. Развиваются интеллектуальные умения и знания.


Подростковый период характеризуется скачком продольного роста тела, происходит второй ростовой сдвиг (пубертатный скачок, второе вытягивание). Наряду с этим значительно нарастает масса тела. Начало ростового сдвига индивидуально варьирует: у мальчиков оно приходится на возраст 10,5-16 лет, у девочек - на 9,5-14,5 лет. Значительно изменяются пропорции тела, что зависит в первую очередь от абсолютного и относительного удлинения нижних конечностей, а у девочек - также от расширения таза. Наиболее информативными показателями созревания организма подростков являются рост половых органов и выраженность вторичных половых признаков. Половое развитие, как отмечалось ранее, начинается в конце второго периода детства и завершается в юношеском возрасте. Можно выделить три фазы полового созревания: препубертатную (начальную), пубертатную (истинное созревание) и постпубертатную (завершенное созревание). Эти фазы имеют ряд общих проявлений у мальчиков и девочек, но в то же время выявляются существенные различия между полами в сроках наступления и завершения полового созревания, а также в очередности появления отдельных признаков.

В подростковый период половое созревание происходит наиболее интенсивно. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных ямках. Наиболее четким показателем средней фазы полового созревания женского организма является наступление менструаций - менархе (10-16 лет). У мальчиков к 13 годам происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет - в подмышечных ямках и на верхней губе, происходит набухание грудных сосков, сморщивание и пигментация мошонки, а также отчетливое изменение пропорций тела. В 14- 15 лет отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

Постпубертатный период у мальчиков характеризуется усилением роста волос на туловище и конечностях, появлением бороды, резким замедлением и прекращением роста тела в длину (в 19-20 лет). У девочек в этом периоде вторичные половые признаки достигают полной выраженности, формируется взрослая молочная железа. Рост тела в длину резко замедляется к 16 годам и


прекращается в 18 лет.

Половые различия роста и развития детей состоят не только в более раннем ускорении роста и появлении признаков полового созревания у девочек, по сравнению с мальчиками, но и в составе тела и функциональных показателях . У мальчиков в пубертатном периоде в большей степени нарастает масса скелета и мускулатуры, благодаря чему у них развивается большая физическая сила и выносливость, становятся крупнее сердце и легкие, повышается систолическое артериальное давление и уменьшается частота сердечных сокращений. У девочек увеличение мышечной массы не столь велико, но более значительными становятся подкожные жировые отложения.

В виду значительных индивидуальных различий в развитии и росте детей вводится понятие биологического возраста . Его показателями являются:

1) скелетный возраст, который определяется по наличию центров окостенения и образованию синостозов;

2) зубной возраст, определяемый по числу и срокам прорезывания постоянных зубов;

3) выраженность вторичных половых признаков.

Биологический возраст не всегда совпадает с паспортным, может опережать его или отставать.

В психологической сфере в подростковом периоде происходят развитие логического мышления и формирование самосознания.

Из-за резких морфологических, гормональных и эмоциональных сдвигов в подростковом и юношеском периодах высока вероятность отклонений в показателях здоровья. Подростковый кризис приходится на 13 лет.

В юношеском периоде в основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины (рис. 4). Завершается формирование половой системы и созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщин, ритмичность секреции тестостерона выработка зрелой спермы у мужчин. На юношеский период приходится пик ин-

теллектуальных и познавательных возможностей. Происходят формирование мировоззрения и стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, а также достижение социальной зрелости и самостоятельности.

Зрелый возраст - это время относительной стабильности организма. Но это не означает отсутствия изменений, которые могут быть связаны с образом жизни, профессиональной деятельностью и социально-экономическими условиями в широком смысле этого слова.

Рис. 4. Возрастные изменения длины тела и телосложения мужчин

(схема по Тегако Л.И., 2003).

Приведем величины некоторых антропологических показателей в зрелом возрасте (табл. 2).


Проблема периодизации

Четыре возраста мужчины

Три возраста женщины

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон , чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез , «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета - это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета - это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell ) .

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

  • Этап раннего детства
    • Младенчество (до года)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Этап детства
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11 лет)
  • Этап отрочества
    • Подростковый возраст (11-15 лет)
    • Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона

  • Младенчество
  • Раннее детство
  • Игровой возраст (5-7 лет)
  • Школьный возраст
  • Юность
  • Молодость
  • Взрослость
  • Зрелый возраст (старость)

12 периодов

  • Период новорождённости (неонатальный период) - первые 4 недели
  • Грудной период - 1 месяц- 1 год
  • Раннее детство - 1-3 года
  • Первое детство - 4-7 лет
  • Второе детство
    • мальчики 8-12 лет
    • девочки 8-11 лет
  • Подростковый период
    • юноши 13-16 лет
    • девушки 12-15 лет
  • Юношеский период
    • юноши 17-23 год
    • девушки 16-21 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины 24-35 лет
    • женщины 22-35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины 36-60 лет
    • женщины 36-55 лет
  • Преклонный возраст
    • мужчины 61-74 года
    • женщины 56-74 года
  • Старческий возраст - 75-90 лет
  • Долгожители - 90 лет и более

См. также

  • Якудоси - несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.

Примечания

Ссылки

Литература

  • Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни Филипп Арьес // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Психология развития человека . Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 стр.
  • Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208 стр.; ISBN 5-7695-2635-1 ;

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Возополь
  • Возрица

Смотреть что такое "Возрастная периодизация" в других словарях:

    ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ - ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ, см. Периодизация возраста … Демографический энциклопедический словарь

    возрастная периодизация - amžiaus tarpsnių periodizacija statusas T sritis švietimas apibrėžtis Žmogaus gyvenimo skirstymas etapais. Pvz., 1) kūdikystė (0–1 m.); 2) vaikystė (1–11(12) m.); 3) paauglystė (12–15(16) m.); 4) jaunystė (16–20(21) m.); 5) pirmasis brandos… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    возрастная периодизация - amžiaus periodizacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus gyvenimo skirstymas tarpsniais, pvz., ikimokyklinis, mokyklinis, suaugusiųjų amžius; vaikų (13–14 metų), jaunučių (15–16 metų), jaunių (17–18 metų) amžius.… … Sporto terminų žodynas

    возрастная периодизация - выделение периодов жизни высокоорганизованных животных и человека по совокупности анатомо физиологических признаков, а человека и по социально психологическим признакам … Большой медицинский словарь

    ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ - выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо физиологическими и социально психологическими признаками развития. В России принята следующая В. п.: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство… … Психомоторика: cловарь-справочник

    Возрастная периодизация - выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо физиологических и социально психологических признаков; снебольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество от момента рождения до 1 года; преддошкольный от 1 года… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Возрастная периодизация - Рассмотрение жизни человека с точки зрения условных временных отрезков, специфичных для физических и функциональных характеристик человека. Возрастные периоды выделяются на основе усредненных статистических данных и должны осторожно… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Возрастная периодизация - – выделение отдельных, разных по продолжительности временных отрезков жизнедеятельности по совокупности морфофизиологических признаков, условий сущест вования, способов получения вещества, энергии, информации из внешней среды, связей внутри… … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

    Возрастная периодизация жизни - хронология эндогенных изменений в развивающемся организме. Восходящее развитие происходит с момента зачатия и продолжается в период роста и развития организма и личности. В период зрелости происходит медленная смена фаз в основном внутреннего… …

    Возрастная периодизация развития личности - развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!