Человек в разных возрастах. Этапы взросления человека по годам. Общие понятия о возрасте и возрастных периодах жизни человека. Разделение возрастных периодов
Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни.
Возрастной период |
Признаки возрастного этапа |
Социальная ситуация развития |
Характеристика ведущей деятельности |
Кризисные проявления |
Основные новообразования |
Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития |
Особенности поведения |
Ведущие направления жизнедеятельности |
1. Новорождённость (1-2 мес.) |
Неспособность выделять себя и других, дыхательный, сосательный, защитные и ориентировочные, атавистический ("цеплятельный")рефлексы. |
Полная биологическая зависимость от матери |
Эмоциональное общение со взрослым (мамой) |
Процесс рождения, физическое отделение от матери, приспособление к новым условиям с помощью безусловных рефлексов |
Сенсорные процессы (первые виды ощущений), возникновение слухового и зрительного сосредоточения. комплекс оживления. |
Личностная, потребностно – мотивационная: получение удовольствий. |
Малоподвижность, сон, мимика неудовольствия, плача и сытого благополучия. |
Формирование потребности в общении |
2.Младенчество (до 1 года.) |
Этап «доверия к миру»:появление прямохождения, формирование индивидуальной психической жизни, появление способности более выразительно проявлять свои чувства и отношения к окружающим, автономная речь – гуканье, гуление, лепетные первые слова. |
Общая жизнь ребёнка с матерью, (ситуация «Мы») |
Непосредственно – эмоциональное общение с матерью, предметная деятельность |
Кризис 1 года: Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает(ходьба, речь, аффект и воля), возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены,- навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может |
Элементарные формы восприятия и мышления, первые самостоятельные шаги, слова, активная потребность в познании окружающего мира, потребность в общение со взрослыми, доверие к миру, автономная речь. |
Познавательные процессы: Возникновение акта хватания, Развитие движений и поз начальная форма наглядно – действенного мышления(основано на восприятии и действии с предметами), непроизвольное внимание, восприятие объектов, дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния, формирование предпосылок усвоения речи, развитие моторики |
Аффективные вспышки, эмоциональные реакции, экспрессивные действия, активные двигательные реакции, упрямство. |
Потребность в общении, как главнейший фактор развития психики, формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения, познание предметов. |
3.Раннее детство (1-3 года) |
Этап «самостоятельности», сам может понять назначение предмета, автономная речь заменяетсясловами "взрослой" речи(фразовая речь), психологическое отделение от близких, развитие отрицательных черт хар-ра, неразвитость устойчивых мотивационных отношений. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. |
Совместная деятельность со взрослыми, познание мира окружающих вещей ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым, ситуация («Я – сам») |
Предметно – манипулятивная, предметно-орудийная деятельность |
Кризис 3 лет: строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму и самостоятельности, впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. две линии независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо кризис зависимости плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности. |
Сознание «Я сам», Активная речь, накопление словаря. |
Практическое мышление. «аффективное» восприятие объектов и ситуаций, эмоциональные реакции, узнавание и воспроизведение, формирование внутреннего плана действия, наглядно-действенное мышление, зарождается самосознание (узнаёт себя), первичная самооценка ("я", "я хороший", "я сам"), внимание и память непроизвольны. Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов. |
Импульсивное поведение, эмоциональные реакции связанные с непосредственными желаниями ребенка и негативные р-ии на требование взрослых (плач, бросается на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигается, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание часто неровное, пульс частый; в гневе краснеет, кричит, сжимает кулаки, может сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить)аффективные реакции на трудности, любознательность |
Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов, борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. |
4. Дошкольное детство (3-7 лет) |
Этап «выбора инициативы»: возникновение личного сознания, имитируют предметную деятельность и отношения между людьми. Период рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным». |
Познание мира человеческих отношений и их имитация |
Сюжетно – ролевая игра(сочетание игровой деятельности с общением), дидактическая и игра с правилами. |
Кризис 7 лет «кризисом непосредственности»: переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику. Переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, изменение структуры поведения: появление смысловой ориентировочной основы поступка (звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями, утрата детской непосредственности. |
Соподчинение мотивов, самосознание (осознание своих переживаний) и произвольность. |
Личностная (потребительская – мотивационная):потребность в общественно значимой и оценивающей деятельности, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо) , новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые, потребность в самостоятельности). Развивается звуковая сторона речи, правильная речь, творческое воображение, развитая непроизвольная память, формируется произвольная память, целенаправленное анализирующее восприятие, наглядно-образное мышление, соподчинение мотивов, усвоение этических норм, половая индификация, осознание себя во времени. |
Регулируется смысловой ориентировочной основой поступка (звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями), утрачивание детской непосредственности. появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения. появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать |
Развитие активной инициативы и моральной ответственности за свои желания, познание систем отношений. Психологическая готовность к школе – сформированность основных психологических сфер жизни ребенка (мотивационной, нравственной, волевой, умственной, личностной). Интеллектуальная готовность (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.). Личностная готовность (формирование готовности принять социальную позицию школьника, имеющего круг прав и обязанностей; отношение ребенка к школе, учебной деятельности, к учителям, к самому себе). Волевая готовность (развитие нравственно-волевых качеств личности, качественные изменения степени произвольности психических процессов, умение подчиняться правилам). |
5. Младший школьный возраст (7-11 лет)) |
Этап «мастерства», социальный статус школьника (ситуация обучения), главный мотив- получения высоких отметок |
Социальный статус школьника: освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности |
Учебно – познавательная деятельность. |
Переживания и школьная дезадаптация, завышенная самооценка, чувство некомпетентности. Проблема оценки. |
Произвольность внимания, чувство компетентности, самосознание, самооценка, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия. |
Интеллектуально – познавательная: словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, появляется синтезирующее восприятие произвольная смысловая память, произвольное внимание (становятся осознанными и произвольными), учебные мотивы, адекватная самооценка, обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами. |
В организации деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. |
Формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности, познание начало жизни |
6.Подростковый возраст (11-15 лет) |
Этап общения со сверстниками: интенсивное физическое и физиологическое развитие. Эмансипация от взрослых и группирование. Конформность, формирование национального и интернационального самосознания. |
Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Освоение норм и отношений между людьми. |
Интимно-личностное общение, гипертрофированная потребность в общении со сверстниками. Профессионально-личное общение – сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам. |
Кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки, трудности в учёбе |
Чувство взрослости- отношение подростка к себе как к взрослому (младший подростковый возраст), «Я-концепция» (старший подростковый возраст), стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. Формирование интересов и мотивации учения. Формирование волевого поведения, умения владеть своим эмоциональным состоянием. |
Личностное (потребительско-мотивационное): теоретическое рефлексивное мышление, интеллектуализация восприятия и памяти, личностная рефлексия, появляется мужской взгляд на мир и женский. Развитие творческих способностей, способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека. Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов). |
Подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений, повышенная утомляемость, возбудимость, перепады настроения; гормональная буря, частая смена настроения, неуравновешенность, акцентуация хар-ра. |
Задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного "Я" ("диффузия идентичности", познание систем отношений в различных ситуациях. |
7.Старший школьный возраст (16-17 лет) |
этап самоопределения «мир и я»: ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Начало подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая: материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.). |
Первоначальный выбор жизненного пути Освоение профессиональных знаний, умений. |
Учебно-прфессиональная деятельность. Морально-личностное общение. |
Впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути, разочарование в намеченных планах, и в самом себе. Кризис 17 лет: страх перед выбором, перед взрослой жизнью. |
Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив (профессиональное и личностное самоопределение). Формирование жизненных планов, мировоззрения, готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным «я», независимо от изменения ситуации). |
Познавательная: совершенствование умственных процессов, умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых, быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью, развития самосознания. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии, вопросы носят мировоззренческий характер, становясь элементом личностного самоопределения. |
Не свойственны романтические порывы, радует спокойный, упорядоченный уклад жизни, ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет,при отсутствие самопознания, импульсивны непоследовательны в поступках и отношениях, возникает интерес общения со взрослыми. |
Самоопределение –социальное, личностное, профессиональное, создание жизненного плана. Познание профессиональной сферы деятельности. |
8.Юность (от 17 до 20-23 лет) |
этап «Человеческой близости»: Начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.) |
Профессиональная учеба, освоение профессионально- трудовых умений, трудовая деятельность, освоение норм отношений между людьми, ситуация выбора жизненного пути. |
Трудовая деятельность, профессиональная учеба. Учебно-профессиональная деятельность |
Новая жизненная ситуация, чувство некомпетентности, поступление в вуз. юношеский максимализм, материальная независимость. |
Окончательное самоопределение. Понимание необходимости учебы. Значение нерегламентированных условий приобретения знаний. Готовность и фактическая способность к различным видам научения. |
Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов в сфере искусства, ответственное отношение к своему будущему при выборе профессии, формирование мотивов(престижная мотивация, мотив власти, мотив материального достатка и благополучия, мотив создания благополучной семьи). Оригинальность мышления. Повышенная интеллектуальная активность. |
Стиль студенческой жизни; вечеринки, свидания, выпивка или спорт, целеустремлённость в учёбе. |
Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое. Обучение, поиск работы, служба в армии. Задача конца юности и начала зрелости -поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества. |
9.Молодость (от 20 до 30 лет) |
Этап человеческой зрелости, период активного профессионального, социального и личностного развития. Вступление в брак, рождение и воспитание детей, развитие. Строительство перспектив дальнейшей жизни. |
Выбор спутника жизни, создание семьи, утверждение себя в профессии, выбор жизненного пути. |
Вхождение в трудовой коллектив и овладение избранной профессией, создание семьи. |
Проблема смысла жизни -кризис 30, переоценка ценностей, нереализованности жизненного замысла. Трудности в профессиональном становлении поглощенность собой и избегание межличностных отношений, |
Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности, мастерство, отцовство. |
Интенсивное познавательное развитие, доминируют потребности самоуважения и самоактуализации, характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами), характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер. Выбор мотива: профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы - мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы. |
Свойствен оптимизм, максимальная работоспособность. Творческая активность. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. |
Выбор спутника жизни, установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества, создание семьи, утверждение в профессии, обретение мастерства. |
Зрелость (30от до 60-70 лет) |
Пик профессиональных, интеллектуальных достижений, «акмэ»- вершина порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. Ценности возраста: любовь, семья, дети.. Источник удовлетворения в этом возрасте – семейная жизнь, взаимопонимание, успехи детей, внуки. |
Полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых. |
Профессиональная деятельность и семейные отношения,. |
Сомнение в правильности прожитой жизни и значимость для близких. Поиск нового смысла жизни. Одиночество в зрелом возрасте, выход на пенсию, Продуктивность - застой. Кризис 40-смысла жизни, обострением семейных отношений. |
Переосмысление жизненных целей, осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми, продуктивность. Коррективы жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции". |
Продуктивность творческая, профессиональная, забота о людях),инертность(поглощение собой). Достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. |
Эмоциональные затраты с возрастом растут и перегрузки приводят к стрессовым ситуациям и состояниям. Мучителен переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности(присущей периоду «акмэ»), к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном внутреннем нежелании (не ощущает себя старым). |
творческих сил человека против косности и застоя, воспитание детей. Раскрыть свой потенциал и реализоваться. |
Поздняя зрелость (после 60-70 лет) |
Жизненная мудрость, базирующаяся на опыте, появление чувства старости, ускоряется биологическое старение, прекращение трудовой деятельности. |
Переориентация социальной активности и адаптация к новой жизни пенсионера. |
Смена ведущей деятельности: удовлетворение одного значимого или сущностного мотива, обеспечение удовольствий и развлечений |
Уход на пенсию, нарушение привычного режима и уклада жизни, ухудшение материального положения, смерть супруга и близких. Отношение к смерти, отчаяние. |
Отношение к смерти, переосмысление жизни, осознание ценности содержания жизни. |
Физическое, биологическое и психическое старение, снижение функции памяти, сужение интересов, фокус внимания из будущего переходит в прошлое, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, требовательность, обидчивость, потребность в передаче накопленного опыта, потребность в жизненную вовлечённость, вера в бессмертие души. |
Убывает физическая сила, возрастает частота депрессий, неврозов. Склонность к воспоминаниям, умиротворенность. |
Характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию. |
Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.
Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.
Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.
Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии
Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.
Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».
Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.
Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:
возраст | период | ||
0-4 недели | новорожденный | ||
4 недели - 1 год | грудной | ||
1-3 года | раннее детство | ||
3-7 лет | дошкольный | ||
7-10/12 лет | младший школьный | ||
девочки: 10-17/18 лет | подростковый | ||
мальчики: 12-17/18 лет | |||
юноши | 17-21 год | юношеский | |
девушки | 16-20 лет | ||
мужчины | 21-35 лет | зрелый возраст, 1 период | |
женщины | 20-35 лет | ||
мужчины | 35-60 лет | зрелый возраст, 2 период | |
женщины | 35-55 лет | ||
55/60-75 лет | пожилой возраст | ||
75-90 | старческий возраст | ||
90 лет и более | долгожители |
Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека
В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.
Например:
- Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
- Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
- Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.
Периоды жизни по Пифагору
Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:
- Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
- Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
- Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
- Зима - угасание, от 60 до 80 лет.
Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.
К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.
Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.
Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:
- Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
- Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
- Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
- Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
Основные периоды земного пути людей
Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:
- юность;
- зрелый возраст;
- старость.
На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.
Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.
Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.
Критические точки
Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.
Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:
- Подростковый период.
- Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
- Переход на четвертый десяток.
- Сорокалетие.
- Середина жизни - 45 лет.
- Пятидесятилетие.
- Пятидесятипятилетие.
- Пятидесятишестилетие.
Уверенное преодоление "критических точек"
Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.
В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.
На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.
Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.
В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.
В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.
В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.
В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.
Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.
Заключение
Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:
- Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
- Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
- Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
- Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.
Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.
Сразу после рождения наступает период, называемый новорожденным . Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Доношенный новорожденный ребенок имеет длину тела от темени до пяток чаще всего от 45 до 52 см, массу тела не менее 2500 г. Средняя величина массы тела составляет у мальчиков 3400-3560 г, у девочек 3250-3400 г. Однако по скелетной зрелости мальчики отстают от девочек приблизительно на 4 недели. Пропорции тела резко отличаются от таковых у взрослого человека (рис. 3). Голова составляет 1/4 общей длины тела, тогда как у взрослого на голову приходится лишь 1/8 длины тела. До трех месяцев окружность головы больше окружности груди. Пупок располагается несколько ниже линии, разделяющей тело пополам, тогда как у взрослого он находится выше этой линии. Слабо развиты таз и нижние конечности.
Рис. 3. Возрастные изменения пропорций тела (схема по Тегако Л.И., 2003): 1) 2 месяца внутриутробного развития, 2) 5 месяцев, 3) 8 месяцев,
4) новорожденный, 5) 1 год 8 месяцев, 6) 7 лет, 7) 13 лет, 8) 16 лет.
У новорожденных сильно выражена подкожная жировая ткань. Ее быстрое нарастание происходит после 34-й недели беременности. В это время образуется коричневый жир. Он скапливается вокруг шеи, между лопатками и в поясничной области позади почек. Коричневый жир является органом теплопродукции и предохраняет ребенка от переохлаждения. Толстая жировая прокладка также предохраняет от повреждения при родах внутренние органы. Благодаря сильному развитию подкожной жировой ткани и слабому развитию мускулатуры туловище новорожденного, а также конечности имеют цилиндрическую форму; шея короткая и толстая.
В грудном возрасте в основном сохраняются внешние формы и пропорции тела, свойственные новорожденному. В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. До 9 месяцев продолжается нарастание подкожных жировых отложений. Происходит быстрое нарастание массы тела и физическое развитие. Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, и масса - утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы формируются ходьба, движения рук и пальцев; появляются восприятие, образ-
ная память, понимание речи, а также происходит эмоциональное развитие.
В период раннего детства , когда ребенок начинает передвигаться на ногах, несколько изменяются пропорции тела, однако сохраняется преобладание размеров головы и туловища над конечностями. Все еще сильно развита подкожная жировая ткань, которая скрывает очертания мышц. Туловище на поперечном разрезе почти цилиндрическое. В нижней части живота хорошо выражена поперечная брюшная линия. Лицо округлое и слабо профилировано. Это зависит от слабого развития челюстей и жевательных мышц, а также скопления жира в щечной области (жировое тело щеки). То есть для этого периода характерен тип округлого сложения (первая полнота ). В конце этого периода заканчивается прорезывание молочных зубов. После двух лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. В данный период происходят развитие речи ребенка и наглядно-образного мышления, а также овладение бытовыми навыками и действиями с предметами.
Первое детство характеризуется ростовым сдвигом , который по времени соответствует началу смены зубов, приходящемуся на возраст 5-6 лет. В этот период происходит как абсолютное, так и относительное удлинение конечностей . Развитие мускулатуры и уменьшение подкожного жира приводят к тому, что становится заметным мышечный рельеф тела. Туловище уплощается в переднезаднем направлении, и появляется внешняя граница между грудью и животом (талия). Для этого периода характерен вытянутый тип, свойственный школьному возрасту (первое вытягивание ).
Первый ростовой сдвиг выражается, в частности, в относительном удлинении конечностей. Показателем этого является «филиппинский тест». Он состоит в том, что правую руку ребенка кладут на темя, и он должен дотянуться до верхнего края левой ушной раковины. «Филиппинский тест» становится положительным у большинства детей после 5 лет. Этот тест рассматривается как один из показателей биологической зрелости ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Изменяются также пропорции кисти. Их показателем является «лучевой сдвиг»: указательный палец становится длиннее безымянного. Это наблюдается у 20-25% детей в 7-летнем возрасте. В 3,5 года выявляется отчетливое преобладание правой, а у левшей - левой руки.
Наиболее резко возрастает относительная длина нижних конечностей, что приводит к общему изменению пропорций тела.
Значительные изменения претерпевает форма головы и лица. Мозговой череп в своем росте начинает отставать от лицевого, и лицо относительно увеличивается. Наиболее интенсивно происходит рост лица в сагиттальном направлении, благодаря этому усиливается его профилировка, сильнее выступают нос и подбородок.
В психологическом плане в первом детстве наступает развитие личности ребенка, познавательных процессов, формирование совести, нравственности и инициативы.
Наступление первого ростового сдвига может быть своевременным, ранним или запаздывающим. Вследствие этого усиливаются индивидуальные различия в размерах и пропорциях тела, а также в психологических особенностях, В этом возрасте уже могут быть выделены типы телосложения детей.
Во втором детстве замедляется рост тела в длину, тогда как вес нарастает в большей степени (вторая полнота ). В этот период выявляются половы различия в размерах и форме тела. В конце периода начинается продуцирование половых гормонов, обусловливающее развитие вторичных половых признаков, У девочек в 8-13 лет вначале формируются молочные железы, расширяется таз и округляются ягодицы, появляются волосы на лобке, затем - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек (11 лет), мошонки (12 лет), а затем - полового члена. В этом периоде ребенок включается в социальную группу и выходит за пределы семьи. Развиваются интеллектуальные умения и знания.
Подростковый период характеризуется скачком продольного роста тела, происходит второй ростовой сдвиг (пубертатный скачок, второе вытягивание). Наряду с этим значительно нарастает масса тела. Начало ростового сдвига индивидуально варьирует: у мальчиков оно приходится на возраст 10,5-16 лет, у девочек - на 9,5-14,5 лет. Значительно изменяются пропорции тела, что зависит в первую очередь от абсолютного и относительного удлинения нижних конечностей, а у девочек - также от расширения таза. Наиболее информативными показателями созревания организма подростков являются рост половых органов и выраженность вторичных половых признаков. Половое развитие, как отмечалось ранее, начинается в конце второго периода детства и завершается в юношеском возрасте. Можно выделить три фазы полового созревания: препубертатную (начальную), пубертатную (истинное созревание) и постпубертатную (завершенное созревание). Эти фазы имеют ряд общих проявлений у мальчиков и девочек, но в то же время выявляются существенные различия между полами в сроках наступления и завершения полового созревания, а также в очередности появления отдельных признаков.
В подростковый период половое созревание происходит наиболее интенсивно. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных ямках. Наиболее четким показателем средней фазы полового созревания женского организма является наступление менструаций - менархе (10-16 лет). У мальчиков к 13 годам происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет - в подмышечных ямках и на верхней губе, происходит набухание грудных сосков, сморщивание и пигментация мошонки, а также отчетливое изменение пропорций тела. В 14- 15 лет отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).
Постпубертатный период у мальчиков характеризуется усилением роста волос на туловище и конечностях, появлением бороды, резким замедлением и прекращением роста тела в длину (в 19-20 лет). У девочек в этом периоде вторичные половые признаки достигают полной выраженности, формируется взрослая молочная железа. Рост тела в длину резко замедляется к 16 годам и
прекращается в 18 лет.
Половые различия роста и развития детей состоят не только в более раннем ускорении роста и появлении признаков полового созревания у девочек, по сравнению с мальчиками, но и в составе тела и функциональных показателях . У мальчиков в пубертатном периоде в большей степени нарастает масса скелета и мускулатуры, благодаря чему у них развивается большая физическая сила и выносливость, становятся крупнее сердце и легкие, повышается систолическое артериальное давление и уменьшается частота сердечных сокращений. У девочек увеличение мышечной массы не столь велико, но более значительными становятся подкожные жировые отложения.
В виду значительных индивидуальных различий в развитии и росте детей вводится понятие биологического возраста . Его показателями являются:
1) скелетный возраст, который определяется по наличию центров окостенения и образованию синостозов;
2) зубной возраст, определяемый по числу и срокам прорезывания постоянных зубов;
3) выраженность вторичных половых признаков.
Биологический возраст не всегда совпадает с паспортным, может опережать его или отставать.
В психологической сфере в подростковом периоде происходят развитие логического мышления и формирование самосознания.
Из-за резких морфологических, гормональных и эмоциональных сдвигов в подростковом и юношеском периодах высока вероятность отклонений в показателях здоровья. Подростковый кризис приходится на 13 лет.
В юношеском периоде в основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины (рис. 4). Завершается формирование половой системы и созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщин, ритмичность секреции тестостерона выработка зрелой спермы у мужчин. На юношеский период приходится пик ин-
теллектуальных и познавательных возможностей. Происходят формирование мировоззрения и стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, а также достижение социальной зрелости и самостоятельности.
Зрелый возраст - это время относительной стабильности организма. Но это не означает отсутствия изменений, которые могут быть связаны с образом жизни, профессиональной деятельностью и социально-экономическими условиями в широком смысле этого слова.
Рис. 4. Возрастные изменения длины тела и телосложения мужчин
(схема по Тегако Л.И., 2003).
Приведем величины некоторых антропологических показателей в зрелом возрасте (табл. 2).
Проблема периодизации
Четыре возраста мужчины
Три возраста женщины
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон , чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез , «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета - это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета - это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell ) .
Периодизации
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1-3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3-7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7-13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13-17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина
- Этап раннего детства
- Младенчество (до года)
- Ранний возраст (1-3 года)
- Этап детства
- Дошкольный возраст (3-7 лет)
- Младший школьный возраст (7-11 лет)
- Этап отрочества
- Подростковый возраст (11-15 лет)
- Ранняя юность (15-17 лет)
Периодизация Эриксона
- Младенчество
- Раннее детство
- Игровой возраст (5-7 лет)
- Школьный возраст
- Юность
- Молодость
- Взрослость
- Зрелый возраст (старость)
12 периодов
- Период новорождённости (неонатальный период) - первые 4 недели
- Грудной период - 1 месяц- 1 год
- Раннее детство - 1-3 года
- Первое детство - 4-7 лет
- Второе детство
- мальчики 8-12 лет
- девочки 8-11 лет
- Подростковый период
- юноши 13-16 лет
- девушки 12-15 лет
- Юношеский период
- юноши 17-23 год
- девушки 16-21 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины 24-35 лет
- женщины 22-35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины 36-60 лет
- женщины 36-55 лет
- Преклонный возраст
- мужчины 61-74 года
- женщины 56-74 года
- Старческий возраст - 75-90 лет
- Долгожители - 90 лет и более
См. также
- Якудоси - несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
Примечания
Ссылки
Литература
- Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни Филипп Арьес // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Психология развития человека . Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 стр.
- Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208 стр.; ISBN 5-7695-2635-1 ;
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Возополь
- Возрица
Смотреть что такое "Возрастная периодизация" в других словарях:
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ - ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ, см. Периодизация возраста … Демографический энциклопедический словарь
возрастная периодизация - amžiaus tarpsnių periodizacija statusas T sritis švietimas apibrėžtis Žmogaus gyvenimo skirstymas etapais. Pvz., 1) kūdikystė (0–1 m.); 2) vaikystė (1–11(12) m.); 3) paauglystė (12–15(16) m.); 4) jaunystė (16–20(21) m.); 5) pirmasis brandos… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
возрастная периодизация - amžiaus periodizacija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus gyvenimo skirstymas tarpsniais, pvz., ikimokyklinis, mokyklinis, suaugusiųjų amžius; vaikų (13–14 metų), jaunučių (15–16 metų), jaunių (17–18 metų) amžius.… … Sporto terminų žodynas
возрастная периодизация - выделение периодов жизни высокоорганизованных животных и человека по совокупности анатомо физиологических признаков, а человека и по социально психологическим признакам … Большой медицинский словарь
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ - выделение границ временных периодов жизни, характеризующихся определенными анатомо физиологическими и социально психологическими признаками развития. В России принята следующая В. п.: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство… … Психомоторика: cловарь-справочник
Возрастная периодизация - выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо физиологических и социально психологических признаков; снебольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество от момента рождения до 1 года; преддошкольный от 1 года… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Возрастная периодизация - Рассмотрение жизни человека с точки зрения условных временных отрезков, специфичных для физических и функциональных характеристик человека. Возрастные периоды выделяются на основе усредненных статистических данных и должны осторожно… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Возрастная периодизация - – выделение отдельных, разных по продолжительности временных отрезков жизнедеятельности по совокупности морфофизиологических признаков, условий сущест вования, способов получения вещества, энергии, информации из внешней среды, связей внутри… … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных
Возрастная периодизация жизни - хронология эндогенных изменений в развивающемся организме. Восходящее развитие происходит с момента зачатия и продолжается в период роста и развития организма и личности. В период зрелости происходит медленная смена фаз в основном внутреннего… …
Возрастная периодизация развития личности - развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. А.В. Петровским была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике